Кредит доверия
Приход в апреле в регион Андрея Бочарова восприняли двояко: с одной стороны, третья смена губернатора за пять лет вызывает скептическую, а то и саркастическую улыбку, с другой – на бывшего депутата Госдумы и замглавы Брянской области смотрели с надеждой. Не избежав нескольких пиар-ошибок своих предшественников (вроде заявления о необходимости возродить храм Александра Невского в центре Волгограда, дальше которого не продвинулся ни один из прошлых руководителей области), Андрей Иванович, тем не менее, сразу расположил к себе промышленников. Кажется, именно на них и делает ставку новое региональное правительство. Сентябрьские выборы, как водится, стали формальностью. Теперь Бочарову важно с умом использовать тот кредит доверия, что выдала ему волгоградская общественность. Ни у Бровко, ни у Боженова - предыдущих губернаторов такого ресурса не было.
Будем производить промышленные смазки
В унисон с заявлениями тогда еще врио губернатора о необходимости возрождать промышленность прозвучала новость об открытии в Красноармейском районе, на производственной площадке ОАО «Каустик», нового завода «ИНТЕСМО» («Интенсивные технологии смазок»). Мощность его достигнет 30 тыс. тонн смазочных материалов в год, что составляет порядка 50% от общего объема рынка в России (50–60 тыс. тонн в год). При максимальной загруженности, на которую, по прогнозам руководства, предприятие выйдет к 2024 году, завод сможет приносить областному бюджету около 130 млн руб. ежегодно.
Завод «ИНТЕСМО» является своеобразным наследником Кусковского завода консистентных смазок, который работал с 1936 года, но недавно был закрыт в рамках программы по выводу производств за столичную городскую черту. И это далеко не крошки с барского стола: предприятие действительно значимое и перспективное.
«Оборонка» нас прокормит
Целый ряд волгоградских предприятий получил в уходящем году новую жизнь благодаря оборонному заказу. ЦКБ «Титан», ПК «Ахтуба», тракторный – все они чувствуют себя намного увереннее, чем годом ранее. Даже полузабытый судостроительный завод может быть возрожден под оборонное дело, пусть и в перепрофилированном варианте. Эти новости выглядели бы совсем хорошо, если бы не тревожные думы о том, зачем стране вдруг понадобилось так масштабно активизировать военно-промышленный комплекс. И даже если воевать мы ни с кем не собираемся, у оборонного госзаказа есть оборотная сторона: прекратиться он может в одночасье, и предприятие, не успевшее на волне оздоровления запустить «гражданское» производство, может вновь остаться у разбитого корыта.
Волгоградская химия не востребована
Несколько лет длилась агония «Химпрома», многие руководители и инвесторы обещали его спасти, но в октябре 2014-го одно из крупнейших предприятий региона было закрыто. Долги, старое оборудование, неэффективный менеджмент – проблемы куда более глубокие и труднопреодолимые, чем биржевые котировки, из-за которых годом ранее встал электролиз на алюминиевом заводе. В 2015 году на волгоградском рынке труда окажется более четырех тысяч опытных специалистов «Химпрома», и совершенно очевидно, что многим из них придется переквалифицироваться или менять сферу деятельности. Что будет на месте предприятия, пока загадывать рано, хотя среди первых претендентов на освободившиеся площади себя обозначил немецкий концерн BASF, один из мировых лидеров химической отрасли. Есть предложения и от турецких инвесторов. Другой вариант – создание на этом месте индустриального парка: идея, которая будет результативной только при введение дополнительных льгот тем, кто откроет производство в этом парке.
Можем строить отличные дороги
Многих автомобилистов по-настоящему удивила трасса «Волгоград – Камышин», реконструированная в сентябре 2014-го: теперь она может с легкостью побороться за звание лучшей дороги региона. Гладкий асфальт, четкая разметка и, немаловажная конструкция – заграждения от ветра, без которых зимой трасса то и дело становилась совершенно непроходимой. Если дорожное строительство и дальше будет преподносить подобные подарки, пересечение границы нашего региона по пути из других перестанет быть таким болезненным.
Вокзал обновился
После терактов в прошлом декабре здание вокзала «Волгоград-1» изрядно пострадало. К июню были завершены ремонтные работы, после которых городская достопримечательность стала еще краше и, что называется, аутентичнее: например, на смену серым дверям пришли деревянные, идентичные тем, что стояли здесь в 1954-м, в момент открытия. Правда, через несколько месяцев центральный вход в вокзал снова оказался закрытым: теперь ему предстоит пережить модернизацию к чемпионату мира по футболу.
Городу нужны отели
Новый тренд в городском строительстве – это гостиницы. Вслед за Hampton by Hilton на Профсоюзной, готовится к открытию Park Inn by Radisson неподалеку от железнодорожного вокзала, и вовсю строится отель на предмостной площади в Центральном районе. И это не считая небольших - от двух до пяти этажей - гостиниц на 10-30 номеров, во множестве открывающихся по городу тут и там, от той же улицы Профсоюзной до проспекта Жукова. Говорит ли это о том, что в Волгоград снова потянулись туристы, и к чемпионату мира по футболу они поедут еще активнее? Или это новый метод вложения средств, альтернатива офисным зданиям и торгово-развлекательным центрам? Так или иначе, крупные «инны» современной архитектуры и мини-отели, стилизованные «под старину», постепенно меняют облик города – по-настоящему заметным это станет через пару лет.
Одним долгостроем меньше
В марте состоялось торжественное открытие научной библиотеки Волгоградского государственного университета – здания не слишком впечатляющего снаружи, но необычного и исключительно современного внутри. Возводилось оно так давно и так долго готовилось к сдаче в эксплуатацию, что успело стать предметом шуток нескольких поколений студентов. Шутки больше не актуальны: город получил крупнейшую научную библиотеку - почти 13 тыс. кв. м, 1,175 миллионов томов и 970 читательских мест, и практически одновременно с этим событием Олег Иншаков оставил должность ректора ВолГУ. Как говорят психологи, «гештальт завершен».
Волгоград – горчичная столица
Очередной вклад в поддержание этого гордого звания внес открывшийся в Старой Сарепте первый в России Музей горчицы. Место для музея выбрано не случайно. Именно здесь, в Сарепте, немецкие колонисты-гернгутеры 250 лет назад начали выращивать горчицу, а в 1810 году появился первый в России горчично-маслобойный завод. Главной фишкой открывшегося в мае «музея в музее» являются два пресса для отжима масла, установленных в центре зала: по последней моде, каждый посетитель может освоить процесс отжима самостоятельно и попробовать немного приготовленного горчичного масла.
У нас живет современный классик
В октябре писателю из Калача-на-Дону Борису Екимову вручили премию «Ясная поляна» в номинации «Современный классик». Уже не первая престижная награда, великолепный слог, яркие и очень живые герои – в иные времена или в иных странах быть бы Борису Петровичу литературной «звездой», но, увы, читателей у него далеко не так много, как он заслуживает. Живущий в уединении без телефонов в маленьком городке и пишущий в своих рассказах, по сути, одну длинную историю о гибели русской деревни, – чем он не «наш Селинджер»? Только большинство публикаций сегодняшних газет посвящены другим героям.
Александр АКУЛИНИЧЕВ