На закате безбожной эпохи
29 декабря 2014, 13:34 [«Аргументы Недели. Татарстан», А. Субботкин ]
Последнее десятилетие существования СССР запомнится для верующих граждан безбожного государства множеством событий. Именно на него выпала историческая дата – тысячелетие крещения Руси, которую не могли проигнорировать даже власти безбожной державы. В эти годы партийное руководство уже не будет предпринимать крупномасштабных попыток полного искоренения религии в стране в кратчайшие сроки. С другой стороны, руководители КПСС старались сделать все, чтобы атеизм стал «нормой жизни» советского человека.
И хотя партийные идеологи успокаивали себя, утверждая, что религия исчезнет сама собой, они не могли не видеть, что на антирелигиозном фронте наметились большие перемены. И переменны эти явно не в их пользу.
Об этом свидетельствовала даже статистика совершаемых религиозных обрядов. Так, если еще в первой половине шестидесятых советские социологи говорили о 10—15 процентах верующих среди городского населения и о 15—25 процентов — среди сельского, то уже в семидесятые эти цифры существенно изменились: среди горожан уже было 20 процентов верующих и 10 процентов колеблющихся.
НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ
В это время советские религиоведы все чаще отмечают рост числа молодых людей и новообращенных среди верующих, констатируют, что положительное отношение к религии проявляют многие школьники, а 80 процентов религиозных семей обучают своих детей основам веры под прямым воздействием священнослужителей. То, что силой с религией не покончить, похоже, в ЦК поняли еще при Брежневе. Тогда власти решили создать новую модель взаимоотношений с религией, поставив задачу не физического уничтожения веры, а приспособления ее к коммунизму, создания нового типа священника, своего рода попа-коммуниста. Однако, Брежнев умер, и в ЦК вновь воспрянули силы, мечтавшие покончить с религией раз и навсегда. Последнее слово в этом вопросе как всегда было за первым секретарем КПСС, бывшим главой всесильного КГБ Юрием Андроповым.
Казалось бы, что хорошего ждать от главного чекиста страны? Только очередного витка репрессий против тех, чье мировоззрение не вписывается в светлый образ строителя коммунизма. Однако, политика, которую проводил генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов по отношению к верующим гражданам страны Советов, была двойственной. Во многом она определялась степенью их послушания властям. Это был период, когда при сравнительной терпимости к официальным церковным структурам, власть жестоко преследовала религиозных диссидентов, тех, кто пытается заявить о своем праве открыто проповедовать слово Божие вне стен церквей и мечетей, перед самой широкой аудиторией.
КНУТ И ПРЯНИК ОТ АНДРОПОВА
И вместе с тем, несмотря на все сложность положения, в стране начинается процесс духовного возрождения. Надо сказать, что почва для него была подготовлена еще при Брежневе, когда в середине семидесятых удалось снять негласный запрет на прием в духовные школы лиц с дипломами советских вузов и увеличить прием в семинарии. К началу восьмидесятых появилось новое поколение молодых священнослужителей и богословов, происходивших из советской интеллигенции: физиков, математиков, врачей, не говоря уже о «лириках»-гуманитариях. Это свидетельствовало о процессе религиозного возрождения в стране, особенно среди молодежи. Формируется новый тип верующего, бороться с которыми старыми методами атеистам было уже не под силу, несмотря на миллионные тиражи журналов «Наука и религия» или нового красочного издания «Атеистические чтения». И действительно, трудно было вести полемику с людьми, которые могли отстоять свое мнение, приводя научные аргументы, против которых у научных атеистов не было достаточно веских возражений. В этом, кстати, иногда, признавались на страницах своих изданий и сами товарищи-безбожники. Так в одном из номеров «Науки и религии» тех лет отмечалось, что с молодыми верующими, которые знают о Курманских рукописях или свободно читают на английском книгу врача-реаниматора Ричарда Моуди «Жизнь после смерти», вести атеистическую работу старыми методами уже нельзя.
К тому же сложная экономическая обстановка в стране отодвигала борьбу с религией на второй план. Андроповские годы вошли в историю как времена укрепления трудовой дисциплины, борьбы с прогульщиками, тунеядцами, а также всевозможными антисоветчиками, в том числе и религиозными. Сам Андропов, как глава всезнающего КГБ понимал, что истинно верующие граждане СССР в большинстве наиболее дисциплинированная часть общества – не пьянствуют, не воруют, не прогуливают, а потому для них были сделаны послабления. Правда, небольшие. Так, Русской православной церкви был возвращен Свято-Данилов монастырь, о чем незадолго до своей смерти распорядился предшественник Андропова Брежнев. Всего же за период нахождения у власти Андропова в стране открылось лишь десять православных храмов. Впрочем, и срок, который Судьба отвела быть генсеком тяжелобольному Юрию Владимировичу, был невелик. Если же характеризовать этот период в целом, то при Андропове верующих разделили на две категории: законопослушных и «бунтарей», тех, кто требовал вывести проповедь о Боге за стены церквей и мечетей. Для первых у властей был припасен пряник, для вторых – кнут.