Возвращаемся ли мы к состоянию холодной войны? Ведут ли США закулисную игру на площадках ООН и СБ? На эти и другие непростые вопросы отвечает постоянный представитель РФ в ООН Виталий Чуркин в интервью главному редактору газеты «50 ПЛЮС» Анатолию Салуцкому.
Совет Безопасности ООН стал, пожалуй, главной политической площадкой, на которой сталкиваются российская и западная точки зрения на мировое развитие. Многих волнует вопрос о том, с чем это связано. «Я и до нынешнего кризиса говорил в разных американских аудиториях, что в отношениях наших стран существует некая проблема из разряда системных, – говорит В. Чуркин. – Соединённые Штаты позиционируют себя в качестве мирового лидера. И, давайте прямо скажем, есть немалое число стран, которые такой подход принимают. Замечу, кстати, – с разной степенью охоты, а порой и вынужденно. Для России же такая постановка вопроса в принципе неприемлема».
А шанс создания подлинно партнёрской системы взаимоотношений и координат, в которой основные «игроки» сообща решали бы острые проблемы, по словам Чуркина, мир упустил. Подвёл банальный эгоизм, а отчасти и высокомерие наших западных партнёров.
Также, среди прочего, постпред РФ в ООН рассказывает о наиболее драматических, на его взгляд, ситуациях в Совете Безопасности ООН: «Были очень острые моменты в ходе дискуссий в СБ во время кавказского кризиса 2008 года. Тогда в России включили прямую трансляцию по телевидению, и Совет Безопасности ООН «пришёл» буквально в каждый дом. Конечно же, повышенным драматизмом отличаются и дискуссии в СБ по украинскому кризису. Очень драматично складывались некоторые ситуации вокруг резолюций по Сирии, когда члены СБ до последнего момента пытались выработать такой текст, который мог бы стать консенсусным. Однако этого не удавалось добиться: слишком велики были базовые расхождения – западные члены Совета хотели использовать СБ для достижения своей цели, для смены режима в Дамаске, а Россия и Китай стремились к тому, чтобы Совет стал инструментом политического урегулирования конфликта».
А по поводу закулисных игр США Чуркин отвечает так: «Что же это за дипломаты, которые не ведут закулисной игры! Это одна из нормальных, профессиональных составляющих нашей повседневной работы. Если же вы имеете в виду некую «грязную игру», то я не хотел бы никого ни в чём обвинять. Не в традициях российской дипломатической школы каким-то образом, даже косвенно, бросать тень на своих зарубежных коллег и партнёров».
Подробнее читайте в свежем номере газеты «50 ПЛЮС», а также на сайте издания.