Cмысл жизни – служение
23 декабря 2014, 20:27 [«Аргументы Недели. Тверь», С. Глушков ]
К 100-летию со дня смерти депутата Государственной думы Александра Паскина.
Отечественная история в минувшем веке наиболее заметное место отводила революционерам-разрушителям и либералам-реформаторам – в общем, тем, кто так или иначе содействовал слому привычного уклада жизни. А его достойные защитники, убежденные в том, что государственный строй Российской империи зиждется на сложившейся веками духовно-нравственной основе, подрыв которой угрожает самому бытию русского народа и его богатейшей культуре, оставались в тени или вовсе забывались.
Таким несправедливо забытым представляется наш замечательный земляк – бежецкий помещик Александр Паскин, сыгравший заметную роль в предреволюционной жизни не только своей родной Тверской губернии, но и всей России. Исследованием его жизни давно занимается краевед Анатолий Серов. Собранные им материалы позволили установить основные вехи биографии Паскина.
Он родился 22 декабря 1846 года в семье потомственных тверских дворян. Оба его деда были генералами. Петр Паскин участвовал в покорении Кавказа, Александр Нилов отличился во время Крымской войны. Профессиональным военным, командиром полка был и его отец. Следуя примеру предков, стал офицером и Александр Паскин. В отставку он вышел капитаном и поселился в родном Бежецком уезде, где сразу активно вошел в местную жизнь, начав в 1874 году с должности непременного члена уездного по крестьянским делам присутствия. Прослужив некоторое время земским начальником, Паскин был избран уездным предводителем дворянства земского начальника, став таким образом первым лицом во всем уезде.
Имение Паскиных находилось в селе Шишково-Дуброво Константиновской волости. Местный учитель и краевед Иван Смирнов, немало сделавший для увековечения памяти своего земляка, утверждал, что жители окрестных сел и деревень Александра Степановича, его супругу Анну Дмитриевну и их детей помнят до сих пор. Из поколения в поколение передавались рассказы о помещиках, которые разрешали крестьянским детям брать яблоки из барского сада. Был у ребятишек и такой промысел: когда карета с помещиком подъезжала к воротам, они открывали их, всякий раз получая за эту услугу мелкие деньги. Невеликое вроде бы дело, но запомнились Паскины как люди добрые и справедливые.
Кстати говоря, остатки барского сада сохранились в Дуброве до наших дней, только яблоки здесь появляются теперь мелкие и далеко не каждый год. Стоят эти яблони рядом с полуразрушенной Покровской церковью, совсем недалеко от могилы Александра Паскина, восстановленной заботами Ивана Смирнова.
Для понимания того, каким человеком был Александр Степанович, очень важен один эпизод, относящийся к 1884 году. Вот как он сам позже вспоминал о нем: «Будучи страстным любителем музыки, я слыхал и балалайку еще в руках крепостных людей моего деда, генерала Нилова. Но должен сказать, что игра приказчика и кучера не производила на меня впечатления, так как инструменты у них были весьма плохого качества, да и репертуар слишком ограничен... В один из своих приездов в Бежецк В.В. Андреев встретился со мной в доме друга моего П.А. Байера, у которого на рояле лежала балалайка. Как истинный любитель музыки, Василий Васильевич, конечно, обратил на это внимание, и мне пришлось исполнить его желание и поиграть. Впечатление у него осталось очень сильное... Тогда же он говорил, что слышал балалайку у себя в деревне, но музыкант играл левой рукой, да притом и балалайка у него была очень плохая, самодельная... После свидания со мной Василием Васильевичем была немедленно заказана балалайка столяру Антонову, который сам играл довольно порядочно».
Кого-то может удивить, что потомственный дворянин и офицер увлекся столь простонародным инструментом, как балалайка. Видимо, для Паскина в нем звучала душа народа, от которого он себя не отделял, хотя и не придерживался модных в ту пору народнических взглядов. Надо полагать, достойными слушателями его виртуозной игры были отнюдь не только окрестные помещики вроде либеральной графини Софьи Паниной, позже ставшей видной фигурой во Временном правительстве, но и простые крестьяне. Именно их голоса позволили Александру Степановичу в октябре 1907 года стать депутатом Государственной думы 3-го созыва.
К тому времени его известность шагнула далеко за пределы родного уезда. Еще в 1890-е годы Паскин возглавил тверскую губернскую земскую управу. А в 1909 году его, уже депутата Думы, вошедшего в русскую национальную фракцию, либеральные тверские дворяне избрали своим губернским предводителем. На этом посту, втором по значимости после губернаторского, Александр Степанович оставался до самой смерти.
ПРОДОЛЖЕНИЕ на портале "TverLife.ru"