Шахматы и живопись в Казанском кремле
4 декабря 2014, 17:28 [ «Аргументы Недели» ]
Открытию суперфиналов 67-го чемпионата России по шахматам среди мужчин и 64-го чемпионата среди женщин, которые проходят в Казани, на территории Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль» в филиале Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (галерея Хазинэ), предшествовала презентация монографии Галины Тулузаковой Fechin о жизни и творчестве Николая Ивановича Фешина (1881–1955), которая вышла в свет в лондонском издательстве Unicorn Press Ltd.
Это наиболее полное иллюстрированное исследование, посвященное блистательному художнику «двух континентов» одному из самых виртуозных мастеров первой половины ХХ века. Издание выпущено при поддержке фонда ART RUSSE и стало вторым в серии ART RUSSE о знаменитых русских художниках.
Коллекция произведений Николая Ивановича Фешина – предмет особой гордости Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Так полно его творчество не представлено ни в одном другом музее России.
Николай Фешин – выдающийся русский живописец, рисовальщик и портретист мировой величины. Его картины экспонируются в крупнейших музеях мира и в престижных частных коллекциях. Работы именитого мастера высоко ценились в разные годы минувшего столетия. Сегодня на аукционах стоимость отдельных картин зашкаливает за миллионы американских долларов. Так, в 2010 году на аукционе МaсDougall’s полотно «Маленький ковбой» было продано за 10,8 миллиона долларов. Очень точно об удивительной атмосфере фешинского творчества сказал наш соотечественник С. Т. Коненков, знаменитый художник, скульптор и добрый знакомый Фешина: «Красота, заключенная в его полотнах, русский дух, не растраченный им до последних дней, сеют добро и добрые чувства и в Америке, и в Европе». Художественный язык Николая Фешина, представителя Казанской школы живописи, вобрал в себя элементы многочисленных стилевых направлений начала ХХ века. Благодаря эмиграции в США в 20-е годы прошлого столетия его искусство стало частью мировой истории живописи. Фешин родился в Казани в 1881 году, учился в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. В его творчестве - и превосходное владение академическим рисунком, и реалистические традиции передвижников, и импрессионистические настроения, и экспрессионические тенденции. Дуализм реального и условного, рождающийся в творчестве Фешина под влиянием модерна, выражается в объединении изобразительности и декоративности, объемности и плоскости, графичности и живописности.
Книга специалиста по творчеству художника искусствоведа Галины Тулузаковой – уникальное и наиболее полное исследование наследия Николая Фешина. Издание выполнено в твердом переплете и полностью иллюстрировано, в том числе ранее не публиковавшимися работами художника. Тираж составил по 2 тыс. экземпляров на английском и французском языках.
В рамках книжной серии Фонд ART RUSSE ежегодно публикует по одной книге о творчестве художников периода 1917—1991 гг. Первой книгой серии стала работа искусствоведа Петра Козорезенко-младшего, посвященная творчеству советского художника-шестидесятника Виктора Попкова. В ближайшем издательском плане Фонда – книга о Федоре Решетникове, выдающемся советском мастер, известном, помимо прочего, своими шаржами. Основная задача проекта — повышение популярности этого художественного направления, до настоящего времени не оцененного международной публикой.
Основатель Фонда ART RUSSE , президент Российской шахматной федерации Андрей Филатов: «Николай Фешин - блестящий портретист и один из талантливейших рисовальщиков, является ярким явлением русской живописи. Один из великих отечественных художников, он хорошо известен в Америке и России. И для нас большая честь, благодаря новой книге фонда, представить его творчество европейским читателям, открывая таким образом для международной аудитории богатство наследия русского изобразительного искусства и великой русской культуры».
Искусствовед Галина Тулузакова: «Творчество Николая Ивановича Фешина представляет одну из важных линий развития изобразительного искусства начала XX века и тем самым заслуживает внимательного и полноценного исследования. В его искусстве нашли своеобразное преломление такие характерные для времени проблемы и тенденции, как соотношение традиций и новаторства, идейной содержательности и формальных поисков, эксперименты в области технических приемов и технологии живописи, стремление к универсальности».