Аргументы Недели Петербург → Общество № 46(438) от 04.12.2014

Петербуржцам покажут «анатомию бала»

, 18:57

В Петропавловской крепости в Инженерном доме открылась, как говорят организаторы, «главная выставка 2014 года». Она посвящена светским увеселениям XVIII – начала XX века в Петербурге и называется «Грохочет бал, сияет бал…» – строчкой современного поэта-барда Владислава Старостина. Выставка продлится почти год – до середины сентября 2015 года.

За это время взрослым и детям не только расскажут о балах имперской столицы, но и дадут возможность стать участниками мастер-классов и интерактивной программы «Вы поехали на бал», которая поможет посетителям познать «азы бальной культуры»: научиться танцевать вальс и полонез, понимать «язык веера» и «язык цветов». Можно будет примерять бальные костюмы и делать селфи, к Новому году пройдёт специальный мастер-класс по изготовлению масок и т.д. Состоится также актуальная игра «Припаркуй карету у Зимнего дворца», понятно, что настоящую карету никто не даст, но смоделировать ситуацию на выставке обещают.

«Мы хотим не просто показать, какими были балы, а то, что мы называем «анатомия бала», – рассказывает заместитель директора Государственного музея истории Петербурга Юлия Демиденко. – Как узнавали о бале, где и за сколько приобретали билеты, как к балу готовились». Ежегодно в Петербурге давалось 200–300 балов: от строго регламентированных придворных и великосветских до частных балов и балов-маскарадов, студенческих балов, которые умудрялись давать даже после катастрофы 1917 года – дожили эти балы чуть ли не до двадцатых годов…»

На выставке впервые представлены стильные афиши тематических балов с оригинальными названиями. К примеру, «Бал-Монстр», «В аду», «В снегах» и т.д. Бал «В аду» для страны актуален, пожалуй, во все времена. Один зал Инженерного дома устроители выставки полностью стилизовали под помещения для бала «Подводное царство» – смонтировали киоск, украсили стены рыбками и сетями, показали сервировку стола. На рыбках написали изречения из «Правил хорошего тона», не потерявших актуальность и ныне. К примеру, вот: «Не следует стремиться затмить всех своим костюмом, необходимо побороть тщеславное желание быть прекраснее всех». Или вот: «Не говорите на иностранном языке в присутствии людей, которые не понимают этого языка», «Танцевать следует естественно и просто, безо всяких прыжков и других штук, которые не обнаруживают хороших манер».

Побывав в Инженерном доме, можно узнать, что писали о балах репортёры светской хроники начала минувшего века, по каким учебникам обучались наимоднейшим танцам, куда следовало обращаться, если на балу потерялись вещи – от орденов до одежды. Да, был случай, когда нижняя юбка дамы вылетела на середину зала во время очень бурной мазурки.

Центральное место в экспозиции занимают бальные костюмы разного времени. Парадные мундиры камергера и сенатора второй половины XIX века дают представление о том, как на официальных придворных балах должны были выглядеть мужчины. Изяществом и тонким художественным вкусом отличаются платья начала XX века в стиле модерн: выполненные из струящихся шёлковых тканей, они богато украшены бисером, стеклярусом, блёстками. К этому же времени относятся и представленные маскарадные наряды и маски. Дополняют костюмы бальные аксессуары: веера из шёлка, кружева, страусовых перьев, портбукеты и бальные книжки для записи танцев, туфли, сумочки, перчатки, боа.

Я поинтересовалась у Юлии Демиденко, что уже невозможно воссоздать на современных «светских» вечеринках и балах, которых сейчас проводится немало. По мнению заместителя директора по науке Государственного музея истории Петербурга, ныне невозможно воссоздать только одно – этикет и воспитание.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram