Аргументы Недели → Общество

Полшага к безопасности: к чему приведут поправки в ПДД?

, 14:21

Полшага к безопасности: к чему приведут поправки в ПДД?
globallookpress.com

Сегодня, 29 ноября, начинает  действовать новая редакция Правил дорожного движения – более строгая к водителям и более благосклонная к пешеходам,  переходящим проезжую часть по нерегулируемым «зебрам».  Автомобилисты ждут  новых штрафов и хаоса на дорогах. А безопасность пеших участников движения – по-прежнему под вопросом

Новые поправки в Правила подготовлены МВД после того, как Министерство  проанализировало  причины наездов на российских пешеходов. Как выяснилось,  человек, переходящий дорогу, защищен только в одном случае – если на «зебре» есть светофор.  Там, где нет «электронных регулировщиков», водители не понимают (или не желают понимать), как поступить, когда на проезжей части неожиданно появляются люди. Дело в том, что старая редакция ПДД давала автомобилистам право выбора, опасное для жизни пешехода…

Вежливость и жизнь: совместимы ли они?

До сегодняшнего дня водитель, подъезжавший к нерегулируемому пешеходному переходу,  сам  решал, остановиться ему или только притормозить.  Насколько снижать скорость перед «зеброй», в  Правилах сказано не было: автомобилист, замедливший  движение на 5 км/час и при этом сбивший человека, мог считаться законопослушным. 

Вежливость  автомобилистов  на нерегулируемых «зебрах» многим стоила жизни:  машина в крайнем ряду культурно встала, люди пошли по проезжей части – и через секунду оказались под колесами. Сосед воспитанного водителя остановиться не пожелал…

Люди погибли – или, в лучшем случае, были серьезно ранены. Несмотря на это,  «автохам»  нарушителем не стал. Старая редакция ПДД разрешала продолжать движение, если водитель «убедился», что перед соседним авто, остановившимся у «зебры», никаких пешеходов нет. 

Правда,  возникает вопрос: если на проезжей части никого нет – и пропускать, соответственно, некого, то зачем останавливаться? Логичнее всего предположить, что машина притормозила перед людьми,  переходящими дорогу. Хотя, водитель мог остановиться и перед поворотом… В любом случае понятно, что если пешеходов не видно  за другими автомобилями, это еще не значит, что по «зебре» никто не идет. «Убеждение» – понятие субъективное. И, что самое главное, помогающее избежать ответственности. 

Автомобилистов обязали быть культурными

В сегодняшней редакции ПДД правила  поведения водителей рядом с нерегулируемыми «зебрами» таковы:

«14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил».

Кроме этого, новая редакция ПДД полностью запрещает обгон на нерегулируемом пешеходном переходе (даже если пешеходов на «зебре» нет) и приравнивает к пешеходным переходам места пересечения трамвайных путей.

Итак, вежливые водители – больше не виновники страшных аварий. Автомобилисты в соседних рядах обязаны брать пример со своих культурных коллег. Но спасет ли это пешеходов? До каких цифр снижать скорость автомашины, Правила вновь не уточнили...

«И пусть весь мир подождет!»

Реакция автомобилистов на изменения в ПДД не заставила себя ждать. Уже сейчас в интернете опубликовано множество высказываний одного и того же содержания: пора бы научить пешеходов не выбегать на проезжую часть в последний момент – а заодно определять  длину тормозного пути автомобиля и вычислять безопасное расстояние до движущейся машины!

Требование пропустить людей, идущих по переходу, тоже вызвало колкие замечания: «Выходит бабушка на «зёбру»… И пусть весь мир подождет!».  Водителей понять можно.  Но перебежать через шестиполосную (а тем более – восьмиполосную) магистраль, не причинив неудобств автомобилистам, способен только спортсмен. Или, например, сотрудник спецназа. Человеку со «среднестатистическим» здоровьем такая задача вряд ли по силам. 

Что ж, еще 28 февраля вступили в силу поправки в ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Теперь на всех многополосных дорогах (т.е. там, где полос две или больше) в обязательном порядке должен появиться светофор. Но когда случится это счастье? И в Москве, и в Подмосковье, и вдругих городах России еще полным полно многополосных дорог, где бессветофорная зебра, которую не всегда и разглядишь заблаговременно, сильно смахивает на дорогу в мир иной.

Скорость или жизнь? Немного статистики

Как отмечает председатель  Межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов,  с 2004 по 2013 год число  наездов на пешеходных переходах постоянно растет. В  сентябре 2013, после того как  было разрешено превышать скорость на 20 км/ час, «Союз пешеходов» начал специальный мониторинг происшествий на «зебрах». В июне 2014 года (по сравнению с июнем 2013 года) наездов стало больше на  18%. Это в среднем по стране. В Центральном федеральном округе – т.е. в Москве, Подмосковье и ближайших к нему регионах – сбивать пешеходов на переходах стали на целых 26% чаще.  

Отменить штрафы можно всегда. А вот законы природы не отменит никто. Разрешенная скорость 80 километров в час – это 23 метра в секунду. Даже на сухой дороге тормозной путь автомобиля, едущего с этой скоростью,  составит около 60 метров. По влажной, залитой дождем трассе машина проедет 100 метров, прежде чем остановиться. Увидев пешехода в 15-20 метрах от себя, водитель физически не может остановиться. И неминуемо собьет человека – скорее всего, насмерть. 

Дело в том, что шансы пешехода выжить после аварии  зависят от скорости сбившей его автомашины – и даже при разрешенных  60 километрах в час составляют  всего 18%. Т.е. из пяти пострадавших погибнут четыре – а, возможно, и все пять. Если автомобиль мчится на скорости 80 км/ч и выше, шансы сбитого пешехода на жизнь равны нулю. Для сравнения: если человек попал под машину, ехавшую со скоростью 40 км/ч, вероятность выжить – 80%.  Жизни лишится один из пяти раненых. Так что новая поправка  в ПДД   – всего лишь полшага к безопасности…

Чтобы жизни российских пешеходов действительно были спасены,  «Союз пешеходов» предлагает уточнить пункт 14.1 Правил дорожного движения: за 100 метров до  нерегулируемого пешеходного перехода водитель должен снизить скорость до той, которая обеспечит ему возможность остановиться перед пешеходным переходом, – но не менее, чем до 50 километров в час. Зимой или в дождь безопасные показатели могут быть значительно ниже: 30 или даже 20 км/час.  

Если автомобилист будет обязан заблаговременно сбросить скорость до безопасной, он сможет избежать наезда на пешехода. Только тогда шаг к безопасности будет сделан.

В свете фар: когда ПДД впереди жизни

1 июля 2015 года вступит в силу еще одна поправка  в ПДД:

«При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств».

Весьма неожиданное уточнение: 93% пешеходов попадают под колеса на территории населенных пунктов, а вовсе не вне их. Однако для горожан светоотражатели по-прежнему не обязательны, а «рекомендованы». А хорошо освещенных переходов не так много даже в крупных городах. Кроме того, у пешехода есть право переходить дорогу и вне «зебры» – если на проезжей части нет сплошной разметки,  и даже на перекрестках. Так что скажется ли новая поправка на безопасности пеших участников движения, остается вопросом…

Как заметил первый зампредседателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков, ПДД оказались впереди жизни. Обязанность носить «световозвращающие элементы» уже есть –  но до сих пор нет ни национальных стандартов качества этих предметов, ни отечественного производства светоотражателей. И пока не будет ГОСТа, проблема не решится.

Зачем светоотражателям ГОСТ?

По европейским стандартам, «световозвращающие предметы» для пешеходов должны  быть видны в дальнем свете фар на расстоянии 300 метров, а в ближнем свете – на расстоянии 100 метров. Еще раз повторим: 100 метров –  это остановочный путь автомобиля, мчащегося по мокрой дороге на скорости 80 км/час. 

Светоотражатели из некачественных материалов видимы только на очень близком расстоянии. Единственная угроза, от которой защищен пешеход с таким предметом – опасность быть оштрафованным.  Некоторые световозвращающие элементы, к тому же, не видны во время дождя, трескаются и ломаются на морозе и даже содержат вредные вещества  (фталаты), которые накапливаются в организме и нарушают работу печени и почек.

Не зная всего этого,  человек будет чувствовать себя в безопасности (ведь у него есть светоотражатель!) – и с большей вероятностью попадет в аварию.

Многие компании предлагают нашим соотечественникам  дешевые светоотражатели из материалов, произведенных в странах Юго–Восточной Азии. Сертификации эти предметы не подлежат.  Качество их неизвестно. Однако европейские  световозвращающие элементы, сертифицированные и надежные, стоят в разы дороже. И  многим окажутся не по карману. Что произойдет в июле 2015 года, если ситуация не изменится?

Остается верить, что Россия повторит опыт Финляндии – и  бесплатно предоставит своим гражданам качественные светоотражатели. Если не всем, то хотя бы пенсионерам и школьникам…

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram