О том, что происходит сейчас в Донецке, писать тяжело и горько. Я давно не общалась с вами, уважаемые читатели. Присматривалась. Искала положительное. Порой даже находила...
Ну как же – в некоторых районах дети ходят в школу. Дает концерты филармония. Начался новый сезон в театрах (причем спектакли проходят при полных залах!). Открываются кафе. Среди них «Львівська майстерня шоколаду», где персонал (невероятно!) и сейчас говорит на украинском языке – такая вот «фишка» у этого заведения. А еще вновь работает знаменитая «Юзовская пивоварня». Что интересно, сейчас на входе в нее красуется надпись: «Просьба оставлять оружие в специализированной комнате». Такая вот примета времени…
Да, в городе полно людей с оружием. Они с автоматами ходят по улицам, отовариваются в магазинах, ездят в маршрутках. Говорите, страшно? Да как-то уже все привыкли.
Однако я для начала хотела о хорошем… Вообще, да, добрых примет и признаков мирной жизни при желании можно увидеть много. По чисто выметенным аллейкам парков прохаживаются горожане – и пожилые, и молодые, с детишками. И можно было бы окончательно поверить в то, что нет войны, если бы вдали, на северо-западной границе города, не грохотали пушки.
В центре эти звуки кажутся глухими и ненастоящими, но стоит перебраться в Киевский район (он прилегает к аэропорту) – и понимаешь, что попал в другую реальность.
Улицы пустынны. Чем ближе к бывшим воздушным воротам города, тем меньше уцелевших домов. Хотя и здесь по-прежнему живут люди. Кто-то – вот за этими фанерными окнами. Кто-то в подвалах. Жутко.
Но как-то к этой страшной реальности те, кто остался в городе, приспособились.
Те, кто остался… Многие на мирной территории Украины не понимают, почему люди не уезжают. И уверены, что в городе остались одни «ватники» (такое вот унизительное словечко изобрели «патриоты» для населения Донбасса – мол, вата у людей в головах, думать нечем). Но это, конечно, не так. Тут живут и работают шахтеры и горные инженеры, учителя и артисты, коммунальщики и работники транспортных служб. А еще волонтеры, помогающие немощным. И медики. Вот кто настоящие герои! Причем сами они себя таковыми не считают. Говорят, что просто выполняют свой долг. Взять хотя бы одну из больниц, что на северной окраине города, недалеко от аэропорта, в простреливаемой зоне. Здесь из персонала врачей уволилось лишь два-три человека.
Остальные остались на рабочих местах! Они делают операции, спасают чьи-то жизни. «А как можно предать товарищей, бросить в трудное время, когда каждый день везут больных и раненых, когда все падают от усталости – столько тут работы», – говорят мне мои знакомые врачи. Низкий поклон вам, дорогие мужественные люди!
Теперь о настроениях. Они разные. Часть людей поддерживает и даже служит ДНР. Причем все больше мужчин идет в ополчение. А что делать – работы-то в городе нет, а уехать в другие регионы в поисках лучшей доли могут не все. Когда твой ребенок просит есть, не только новой власти, а и дьяволу душу продашь.
Но по-прежнему высок процент сторонников единой страны. Конечно, они молчат – выражать симпатии к государству Украина в Донецке опасно для жизни. Люди занимаются своими привычными делами, пережидая смутные времена и втайне надеясь на то, что скоро восстановится украинская власть. Вот по этим-то верящим официальный Киев больнее всего и ударил.
Начнем с того, что почти никто из бюджетников Донецка уже несколько месяцев не получает зарплату. При этом люди работают. В бухгалтериях им насчитывают зарплаты и даже делают положенные отчисления в бюджет Украины. Вот только на зарплатные карты деньги не поступают. Не положено – тут зона АТО.
Чем живут все эти люди? У кого-то старые сбережения – если экономно расходовать, то сколько-то еще можно протянуть. Кому-то не умереть с голода помогают гуманитарные фонды. Еще есть те, кого поддерживают родственники с «большой земли», пересылая небольшие суммы. Кстати, наличку в городе до недавнего времени можно было с большим трудом, но получить, отстояв немыслимые очереди в отделениях и банкоматах единственного работающего в городе «Ощадбанка». Однако и эта последняя спасительная ниточка на днях порвалась. Президент в своем Указе, опубликованном в минувшую субботу, безжалостно порекомендовал Нацбанку в месячный срок прекратить обслуживание банковских счетов, открытых на не подконтрольных Киеву территориях.
Но дело в том, что еще до его опубликования, на прошлой неделе, тот же «Ощадбанк» обрубил своим донецким отделениям возможность выдавать денежные переводы, что стало полной неожиданностью для местных банкиров. Если бы вы видели, сколько трагедий разыгралось в те дни. Несчастные обездоленные люди – в основном беззащитные старики – придя в отделения, с ужасом узнали о том, что не могут получить даже те крохи, которые оторвали от себя их сердобольные родственники. А ведь для них это было единственной возможностью купить кусок хлеба себе или своему ребенку. Кто-то молча плакал, кто-то ругался, кто-то падал в обморок. Кто-то, просто тихо и незаметно умер от сердечного приступа после такого бесславного похода за своими кровными. Но разве эти мелочи волнуют тех, кто вершит в Киеве большие дела?
Но и это еще не последний «сюрприз», который преподнесла власть своим согражданам. Хотя какие к черту сограждане! Многие донецкие теперь окончательно поняли, что гражданами Украины в Киеве их уже не считают. Иначе как объяснить тот факт, что президент (гарант Конституции, между прочим!) одобрил решение Кабмина не платить с 1 декабря пенсионерам и бюджетникам, проживающим на территориях, контролируемых ДНР и ЛНР. Да, им не платили и до этого. Но теперь будут не платить по закону. Если, конечно, слово «закон» вообще применимо к сему беззаконию, которое происходит в государстве, которое уже видит себя членом европейского сообщества.
Это просто чудовищно…
Итак, что предлагает наше правительство? Оно хочет, чтобы живущий на «оккупированных» территориях пенсионер в ближайшие дни (накануне зимы!) оставил родной дом и спешно переехал в другую область (где его никто не ждет, ведь государственной программы переселения не существует!), затем обязательно зарегистрировался на новом месте как переселенец, при этом пройдя все круги бюрократического ада – уж как «приветливо» могут встретить пожилого человека в собесе, я знаю. Насмотрелась. Нужно иметь закаленные нервы и очень крепкое здоровье, чтобы выбить из чиновников нужную информацию и отстоять многочасовые очереди в компании таких же бесправных, униженных, обездоленных стариков. Многие ли из них выдержат эту безумную гонку, в качестве приза за которую предлагается их же собственная законная пенсия?
Опять же, это касается тех, кто выехал. А ведь есть еще десятки тысяч таких, кто с трудом передвигается даже по квартире, кто немощен и слаб. Или прикован к постели. Или нет денег на билет. Или просто не хочет терпеть унижения. А еще, знаете, в таком возрасте человеку бывает очень важно умереть именно в родных стенах, а не где-то на чужбине. И они остаются. Многие из них умрут, брошенные и преданные своим государством. При этом держа под подушкой свой паспорт, на синей обложке которого написано «Україна».