Не дожидаясь ни проведения конкурса, ни даже утверждения проекта, «Метрострой» приступил к первому этапу строительства продолжения Невско-Василеостровской линии от «Приморской» до «Беговой» с промежуточной станцией «Новокрестовская». Метростроевцы уже вовсю ведут бетонирование стартового котлована на Туристской улице в Приморском районе, откуда пойдёт горнопроходческий щит.
В настоящее время «Метрострой» имеет два контракта по продолжению Невско-Василеостровской линии – на подготовку стройплощадок стоимостью 180 млн. руб. и на вынос инженерных сетей за 250 млн. рублей. Однако в сентябре подрядчик вышел за пределы действующих договоров и приступил к строительству стартового котлована на Туристской улице в районе пересечения улиц Оптиков и Мебельной. Котлован возводится методом «стена в грунте», т.е. путём бетонирования траншей и их укрепления арматурными конструкциями. Впоследствии здесь будет монтироваться горнопроходческий щит, который пойдёт на юг – в сторону улицы Савушкина, где будет находиться станция «Беговая», а оттуда – к «Приморской». Между ними, на несуществующих сейчас намывных территориях в западной оконечности Крестовского острова, будет построена станция «Новокрестовская».
В районе улицы Кораблестроителей уже ведётся строительство рабочей шахты, которая будет вести к демонтажной камере: в ней будет разбираться щит после окончания проходки двухпутного тоннеля со стороны Туристской. Исключение составляет территория, на которой будет находиться вестибюль станции «Беговая». Здесь ещё только заканчивается обустройство стройплощадки: «Метрострой» сможет приступить к возведению шахт только после того, как вынесет за пределы стройки канализационную трубу, которая располагается на глубине трёх метров, а также водопроводные трубы.
В профильном комитете по развитию транспортной инфраструктуры информацию о начале основных работ до проведения конкурса не комментируют. Однако отмечают, что в ближайшее время планируется объявить тендер на первый этап строительства стоимостью три миллиарда рублей. В него как раз и входит подготовка стартового котлована и других шахт, необходимых для начала проходки. Раньше Смольный никогда не разделял строительство линий метрополитена на этапы, однако в этот раз пришлось пойти на данный шаг из-за отсутствия готового проекта намыва в западной части Крестовского острова, где будет находиться «Новокрестовская». «Без проекта намыва нельзя было получить положительное заключение экспертизы по всей линии, поэтому «Ленметрогипротрансу» пришлось выделять первый этап и согласовывать его в Москве, в Главгосэкспертизе», – говорит собеседник в городском правительстве, знакомый с ходом ситуации.
При этом времени на ожидания, пока проект будет окончательно готов, у Смольного нет: «Новокрестовская» и «Беговая» входят в федеральную программу по подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года, и половину всех необходимых денег – 14 млрд. из 28 млрд. – выделяет Москва. Если эти станции не появятся к весне 2018 года, то это обернётся общероссийским конфузом. Между тем ещё летом 2014 года к губернатору обратился глава Тоннельной ассоциации России и бывший директор «Ленметрогипротранса» Николай Кулагин, который указал, что начинать работы по этой линии нужно было ещё в конце 2013 года и есть риск не успеть возвести её в срок. Тем более что конкурс на строительство намыва стоимостью два миллиарда рублей будет проведён только в конце этого года.
Как говорят собеседники в Смольном, в этих условиях профильные чиновники дали «Метрострою» зелёный свет на работу без конкурса. При этом ещё весной по приглашению городских властей на конкурс по подготовке стройплощадок для «Новокрестовской» и «Беговой» заявились УСК «Мост» Геннадия Тимченко и петербургское «И.И.С.» – партнёр австрийской компании Strabag, долей в которой владеет Олег Дерипаска. А профильный вице-губернатор Марат Оганесян тогда активно говорил о демонополизации рынка метростроения. Символом этого нового веяния стала история с конкурсом на подготовку рабочей документации для строительства Фрунзенского радиуса, в котором сенсационно победил московский «Метрогипротранс», обойдя петербургский «Ленметрогипротранс». Правда, в итоге иногородний подрядчик не справился с работой, и контракт с ним был расторгнут, а отношения Смольного с «Метростроем» потеплели.
В итоге, судя по всему, «Новокрестовскую» и «Беговую» будет строить традиционный подрядчик, если, конечно, больше никто не заявится на конкурс.
Напомним, что так же, до конкурса, в 2012 году «Метрострой» приступил к возведению «Спортивной-2», а в 2013-м – Фрунзенского радиуса, и в обоих случаях компания в итоге была единственным участником тендеров. Добавим, что из 2,5 млрд. руб., заложенных на продолжение Невско-Василеостровской линии в этом году, будут освоены только 1,7 миллиарда. Оставшиеся 800 млн. перечислят подрядчику в качестве аванса за работы, которые будут выполнены уже в 2015 году.