Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Петербург → Общество № 43(435) от 13.11.2014

Как пенсионерке помогли восстановить справедливость

, 17:42

Что делать, если в результате лечения пациент пострадал? Куда идти? Кому жаловаться? Недавний пример петербургской пенсионерки, которой после «лечения» в Николаевской больнице пришлось восстанавливать не только справедливость, но и здоровье, в некотором смысле показателен.

Всё началось летом 2012 года, когда гражданка Ш. (имя и фамилию пострадавшая попросила не называть) была госпитализирована в Николаевскую больницу. Причина – закрытый перелом правой бедренной кости со смещением. Увы, с подобным диагнозом пожилые люди часто оказываются в медучреждениях: с возрастом кости теряют былую устойчивость, а нагрузка на суставы меньше не становится.

В Николаевской больнице пациентку приняли, обследовали и сообщили, что необходима операция по установке эндопротеза, приобрести который нужно самостоятельно. Что делать? Пенсионерка заплатила за имплантат более 80 тыс. рублей.

После операции женщине стало ещё хуже, чем было, – она не то что передвигаться, даже вставать с постели самостоятельно не могла. Но, несмотря на это, из больницы её выписали и отправили домой.

Пришлось обращаться в другое учреждение. Провели обследование. Оказалось, что установленный эндопротез не только не выполняет своих функций, но ещё и разрушает тазобедренный сустав.

В результате злополучный имплантат удалили, а на его место установили новый. Нетрудно представить, как на организм подействовали такие манипуляции с костью. Они потребовали более длительного восстановительного периода. Пришлось изрядно помучиться, передвигаться было очень трудно и больно. Встать на ноги, причём в буквальном смысле слова, пациентка смогла только через год!

И вот после столь длительного и довольно мучительного периода реабилитации женщина решила восстановить справедливость. Она выбрала не самый распространённый у нас в городе способ: обратилась к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге Александру Шишлову.

Омбудсмен (так принято называть правозащитника) с жалобой ознакомился. Передал информацию в Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) по Санкт-Петербургу. Там всё проверили. Комитет по здравоохранению для расследования случая привлёк независимого эксперта по специальности «Травматология и ортопедия». Этот специалист установил, что в Николаевской больнице пациентке действительно была оказана медицинская помощь ненадлежащего качества.

В ТФОМС сложа руки тоже не сидели и провели экспертизу, которая показала, что помимо некачественного лечения «были нарушены права застрахованного лица на получение бесплатной медицинской помощи». Согласно сухим официальным формулировкам, «возложение на заявительницу стоимости имплантата неправомерно и подлежит возмещению». Другими словами, медики не имели права вынуждать пенсионерку платить за эндопротез.

К Николаевской больнице применили финансовые санкции, а затем ТФОМС рекомендовал руководству медицинского учреждения пациентке деньги вернуть.

Но в Николаевской больнице рекомендацию решили проигнорировать, и тогда страховщики предложили пенсионерке идти вместе с ними в суд – подготовить совместное с гражданкой Ш. исковое заявление и участвовать в судебном процессе в качестве одного из истцов.

Петродворцовый районный суд признал требования заявительницы законными. Судьи решили взыскать с Николаевской больницы в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере 100 тыс. рублей, а ещё денежные средства, затраченные на установку эндопротеза, в размере 80 906 рублей.

Радоваться было рано. Руководство Николаевской больницы судебное решение обжаловало в Санкт-Петербургском городском суде. Прошло ещё несколько месяцев, и только в сентябре в присутствии представителя Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге городской суд рассмотрел апелляционную жалобу. Решение Петродворцового районного суда оставили в силе, в удовлетворении апелляционной жалобы было отказано.

Теперь пострадавшей должны вернуть деньги. Чувствует ли она себя удовлетворённой? Трудно сказать. Но в любом случае пенсионерка показала достойный пример борьбы за свои права и, судя по всему, нашла неплохой рычаг воздействия, с помощью которого можно добиться правды. Надо помнить и понимать, что многие госструктуры как раз и созданы для того, чтобы помогать в таких вот непростых случаях – это часть их работы.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram