Аргументы Недели → Общество № 42(434) от 06.11.2014

За горизонтом

, 19:21

Совет Федерации одобрил законопроект, расширяющий сферу деятельности национально-культурных автономий (НКА). Добавлены пункты об укреплении единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействии межрелигиозному диалогу, адаптации и интеграции мигрантов. Поскольку деятельность национально-культурных организаций в любом случае влияет на межкультурный и межрелигиозный диалог, то реальной новацией можно считать только пункт об адаптации мигрантов. Но готовы ли сами национально-культурные автономии к такой работе?

Вообще-то институт НКА возник для сохранения своей этнической культуры российскими гражданами, находящимися в ситуации национального меньшинства. Теперь же у этих организаций может появиться деятельность, не связанная с изначальной целью их создания.

Впрочем, логика законодателей ясна: мигрантам намного проще «вливаться» в новые реалии в сопровождении уже интегрированных представителей своего народа. Однако опрос лидеров крупнейших национально-культурных автономий, проведённый «НА», показал, что эти организации не жаждут взваливать на себя столь нелёгкую ношу. И даже те немногие из автономий, кто готов к такой работе, в первую очередь предполагают адаптацию «своих» мигрантов, а вовсе не самого проблемного сектора – прибывающих из стран Средней Азии.

К примеру, цыганская ФНКА заинтересована в адаптации именно цыганских мигрантов. И такой подход понятен: спрос за поступки соплеменников общество всё равно адресует лидерам национально-культурных объединений.

– Некоторые НКА готовы к социальной адаптации мигрантов, некоторые не готовы. И это абсолютно нормально, – считает гендиректор Федеральной еврейской национально-культурной автономии Евгения Михалева. – Перевешивать всю систему работы по адаптации и интеграции мигрантов на НКА – это профанация. Я надеюсь, что этого никто не имеет в виду, потому что для этого есть специальные организации. Закон не предполагает, что все НКА должны всё бросить и заниматься адаптацией мигрантов, закон даёт возможность это делать. И есть аспекты, которыми автономии вполне могут заниматься на достойном уровне.

– ФНКА в силу своей природы могут и должны оказывать содействие в деле адаптации и социализации людей, которые прибывают сюда на временное или постоянное место жительства. Для украинской автономии удобнее всего было бы работать с мигрантами, которые приехали с территории Украины. Но в принципе мы не отказываемся работать и с мигрантами из других стран СНГ, – заявил глава ФНКА украинцев России Богдан Безпалько.

Однако финансировать работу НКА по адаптации мигрантов на постоянной основе государство не собирается. Речь идёт о грантах. Пока только ФНКА лезгин заявила о готовности адаптировать и интегрировать приезжих из стран бывшего СССР и недавно уже получила на это президентский грант.

Данных о том, чтобы кто-то всерьёз анализировал возможную эффективность работы НКА по адаптации мигрантов, нет. Впрочем, недавно профессор факультета политологии МГУ Магомед Омаров обнародовал результаты исследования, которое проводилось в течение года в нескольких регионах России. Оказалось, что основная масса мероприятий, которые проводят различные национальные организации, проходит мимо большинства населения. О них знают экспертное сообщество, органы власти и лишь 5% местных жителей. Выводы учёных неутешительны: реальное влияние национально-культурных организаций на общество крайне мало.

Готовы ли НКА изменить сложившуюся ситуацию и расширить горизонт своей работы до межнациональных общественно значимых проектов – пока большой вопрос. Но именно такая «наднациональная» деятельность и будет их вкладом в укрепление единства российской нации, в котором так нуждается современное российское общество.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram