– Едва ли кто-то из волгоградцев знает, какие мосты кем сделаны, а уж тем более – кем отремонтированы. Что вы записали в свой актив в нашем регионе?
– В последние годы ситуация сложилась так, что мы практически не работаем в Волгоградской области, хотя все наши сотрудники живут здесь. Основное направление для нас – это объекты на федеральных трассах Северного Кавказа, там мы работаем по госзаказу. Но в прошлом году мы разработали проекты планово-предупредительного ремонта на 12 мостах Волгоградской области – это сравнительно небольшие, менее затратные задачи, чем нам приходится решать в СКФО. Из уже завершенных проектов в нашем регионе можно назвать ремонты мостов через реки Медведица в Даниловском районе и Черная в Новониколаевском.
– В каких именно регионах вы сейчас работаете?
– Ставропольский край, Ингушетия, Чечня, Кабардино-Балкария, Северная Осетия. Но мы постоянно находимся в контакте с нашим министерством транспорта и дорожного хозяйства, так что готовы браться и за волгоградские проекты.
– В таком случае, как вы оцениваете состояние мостовых переходов в нашем регионе?
– Где-то на «троечку». Но динамика в этом направлении положительная. Раньше, до 2003 года, мосты находились в ведении ДРСУ, и дорожники относились к этим сооружениям довольно поверхностно: проведут осмотр полотна, а вниз, на укрепления, не смотрят. Десять лет назад требования изменились, и новая методика по проведению планово-предупредительных работ дала результат: затраты на поддержание сооружений гораздо меньше, чем на капитальный ремонт или тем более реконструкцию.
Но проблемы, конечно, еще остаются. Например, в Еланском районе есть один мост, который построили в 1980-е гг. хозяйственным способом, то есть, силами и средствами местных жителей. Там тогда была грунтовка местного значения, но сегодня роль этой дороги стала гораздо серьезнее, на ней уложили асфальт и перевели ее в областное ведение – а мост, пусть и увешанный предупреждающими знаками, так и стоит, и по нему ходят грузовики с зерном. Вот для ликвидации таких ситуаций средств не хватает.
– Почему? Вопрос только в деньгах?
– Именно. Откуда поселку с бюджетом в 6 миллионов взять средства на капитальную реконструкцию моста, если один ее проект обойдется в 3,5 миллиона? Андрей Бочаров сейчас много говорит о важности поселковых дорог. Многие села умирают именно потому, что к ним даже дороги нет. Даже на дачу никто ездить не будет, если к ней не провести дорогу, а что говорить о целом хуторе?
– Какие из ваших проектов вы считаете наиболее успешными?
– Август 2008-го, Южная Осетия. Мы прибыли туда буквально через несколько дней после окончания боевых действий, нужно было осмотреть 50 мостов: по ним ходила тяжелая военная техника, диагностика в этом случае проста необходима. Жуткая была картина. Шестью годами ранее, еще когда мы работали в РосДорНИИ (а мы все выходцы оттуда), были объекты на Ставрополье, пострадавшие после паводка. Тогда Кубань в одном ущелье поднялась на восемь метров! Приезжали на объект в мае, на берегу, недалеко от моста, стоял домик с огородом, там один старичок жил; в июне приехали – от домика уже не осталось ни следа.
– Что изменилось в деятельности вашей компании за десятилетие?
– Уходя из РосДорНИИ, мы начинали свою деятельность буквально с двумя-тремя компьютерами. Сейчас у нас сменилось уже два поколения техники, появились молодые специалисты. В 2012–2014 гг. изменились требования по оценке состояния искусственных сооружений – поэтому мы приобрели и освоили специализированные расчетные программы, благодаря которым оценка стала более автоматизированной и точной. Для нас это означает выход на новый уровень. Теперь главное – искать новые заказы, участвовать в торгах. Будешь сидеть на месте – сам к тебе никто не придет.
– Что бы вы могли пожелать своим коллегам-дорожникам в их профессиональный праздник?
– Нашим коллегам и партнерам – прежде всего, здоровья! Все можно заработать и купить, кроме здоровья. Пусть будет благополучие в семьях и много достойно оплачиваемой работы. Всем нам еще есть, куда расти и развиваться! Если ты остановился и решил, что всего достиг, – значит, ты умер как профессионал.
Александр АКУЛИНИЧЕВ