Оковы современного рабства
2 октября 2014, 09:02 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]
Волгоградские полицейские недавно сняли с автобуса, следовавшего из Махачкалы в Москву двоих мужчин, у одного из которых при себе не было документов. Мужчиной без бумаг, удостоверяющих личность, оказался 43-летний Сергей Хливный, уроженец Мурманской области, проведший почти два десятка лет в рабстве.
Официальная российская статистика гласит, что в 2013 году в отношении работорговцев и рабовладельцев было возбуждено около 100 уголовных дел. Сколько из них дошло до суда, и по каким из этих дел были вынесены приговоры с реальными сроками – не сообщается. Гораздо интереснее, сколько дел не было заведено. Например, в начале этого года десант волгоградских националистов и правозащитников сумел освободить из рабства 25-летнего волгоградца Евгения Морозова и ещё десяток человек, которые несколько месяцев провёли на принудительных работах у чеченских фермеров. Отец Евгения написал заявление в волгоградскую полицию. Но результат оказался до абсурдного смешной – дело чуть не завели на самих освободителей, обвиняя их в инсценировке похищения. По словам националистов и правозащитников, в материалах так и не открытого уголовного дела история выглядит примерно следующим образом: добрые фермеры приютили и обогрели заблудившегося в Волгограде парня, у которого к тому же были проблемы с речью - Евгений страдает заиканием, отвезли его к себе на ферму и дали заработать денег. Домой бы даже отправили, да он не сознавался, где живёт. А тут налетели злые казаки и националисты и увезли парня в неизвестном направлении. Дел ни против националистов, ни против «фермеров» так и не было открыто. Хорошо, хоть несколько человек были спасены.
Статистика движения «Альтернатива» показывает, что современное рабство – проблема со всех сторон интернациональная. Заключают в рабство не только русских и не только кавказцы. Вытягивать людей из рабства помогают не только русские националисты, но и представители кавказских диаспор и духовенство различных религий.
Я сам неоднократно сталкивался с бывшими рабами. Одним из них оказался Сергей Торгашов из Пензы, прикованный цепью несколько месяцев на одной из чабанских точек в Калмыкии. Сергею удалось бежать, и он пешком отправился в Пензу. Но, то ли свойства характера, то ли алкоголь его подкосили, и он остался бомжевать в Волгограде. Ещё один бомж, периодически появляющийся у храма Сергия Радонежского и тоже Сергей, ранее жил в Краснослободске, успел повоевать во Вторую Чеченскую кампанию, в результате махинаций родственников остался на улице и подался на заработки. Заботливые представители кавказской национальности пообещали ему денежную работу на кирпичном заводе в одной из кавказских республик. Итог: 5 лет рабства на чабанских точках и два неудачных побега. Третий побег оказался удачным, но человек по-прежнему бомжует, а на тех чабанских точках в одной из кавказских республик, где он побывал, по-прежнему остаются менее удачливые невольники.
Сергей Хливный всё-таки добрался до Москвы и сейчас готовится встретиться с семьёй, которую не видел 18 лет. За это время он пытался сбежать больше десяти раз, но его постоянно возвращали обратно к рабовладельцам. Уверен, что его экранизированная история получилась бы не менее интересной, чем «12 лет рабства», отхватившая в этом году «Оскара». Впрочем, таких случаев очень много, и выглядят они как-то дико для страны, где рабства в его классическом западном понимании, никогда не было. Но фактически существует и сегодня.
В Волгограде почти каждую неделю появляются призывы найти пропавших людей. Пропадают молодые и старые, мужчины и женщины, здоровые и не очень. Примерно половина из них через некоторое время обнаруживается. Но немало и тех, чьи следы теряются где-то в районах вокзалов и пригородных автостанций. Так, может, на блок-постах, коих теперь вокруг Волгограда немало, стоит проверять не только въезжающий, но и выезжающий транспорт. Авось, чья-то жизнь не станет очередной историей о современном рабстве.
Александр САЙГИН