Кто подставил "тефлонового Шамиля"?
30 октября 2014, 14:15 [ «Аргументы Недели» ]
Теперь, когда первое потрясение по поводу резкой мировой реакции на шутку Шамиля Тарпищева в эфире «Вечернего Урганта» пошло на убыль, самое время задуматься о том, кому из своих приближенных главный теннисный начальник оказался обязан столь шумному скандалу.
Вечный капитан
Шамиль Анвярович Тарпищев — это уникальный для новой России образец непотопляемости. В это трудно поверить, но капитаном мужской сборной по теннису его назначили еще весной 1974 года! После должной проверки в КГБ, с санкции идеологического отдела ЦК КПСС, с обязательного согласия МИД и НОК СССР. А приказ о его назначении подписал тогдашний министр спорта Советского Союза Сергей Павлов.
Где сейчас все эти солидные организации? Кто помнит «отца Олимпиады-80»? А один из ближайших приближенных Бориса Ельцина - Тарпищев - в отличие от всех своих соратников по лихим девяностым — сумел по сей день остаться на плаву. И хотя ему так и не удалось убедить Владимира Владимировича заняться под его чутким руководством теннисом, но это не помешало Шамилю Анвяровичу постоянно общаться с сильными мира сего и приглашаться на все приемы и статусные мероприятия в Кремль. А на свое 60-летие еще и получить орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
За все эти чудеса приспособляемости, сравнимые разве что только с колебаниями вместе с генеральной линией партии пламенного большевика Анастаса Микояна, Тарпищев и получил от иностранных журналистов почетное прозвище — тефлоновый. Так когда-то они прозвали президента Билла Клинтона, который мастерски выходил из всех сексуальных скандалов до того дня, пока не познакомился с пухленькой стажеркой Моникой Левински. Вот Тарпищев тоже погорел из-за сущего по нашим меркам пустяка — шутки про «братьев Уильямс» во время ночного телеэфира, так понравившейся ведущему.
Еще в ранней молодости, когда теннис влачил жалкое существование в Советском Союзе, Шамиль Тарпищев, по его же признанию, зарабатывал себе на жизнь, выступая за команду второй лиги «Знамя Труда», что в Орехово-Зуево. Причем играл он там по документам своего отца — Анвяра Тарпищева. Пойдем дальше. Обычно, когда спортсменов в те времена призывали в армии, их направляли служить в ЦСКА или спортивные роты. Но хитрющий Шамиль нашел еще один способ откосить от службы, будучи при погонах. Он стал ...личным тренером генерального инспектора министерства обороны генерала армии Лелюшенко, который впоследствии уступил по дружбе тренера своему боссу — маршалу Гречко. Так что первые навыки играть со звездными клиентами Тарпищев приобрел еще тогда на элитных кортах военного ведомства.
Потом еще была стажировка в страшно закрытой психологической лаборатории при КГБ. Как туда попал простой мастер спорта по теннису, так и осталось неизвестно. Но зато со слов близких друзей «Шамы» в той конторе его якобы научили гипнозу, читать чужие мысли и манипулировать окружающими. Странно, что при таких навыках он не сделал политическую карьеру! Впрочем, политическая карьера ведь далеко не каждому и по душе...
Тренер президента
По-настоящему великие таланты Тарпищева раскрылись, когда он вошел в ближайшее окружение Бориса Ельцина. На дворе уже был конец восьмидесятых, и дальновидным людям было уже очевидно, что рулить нашей Партии оставалось недолго. И что единственная альтернатива партийной номенклатуры — это Ельцин. Правда, всенародный любимец слишком уж слишком любил закладывать за воротник, из-за чего нередко был неадекватен. Вот и решили его близкие перевести бурную энергию Бориса Николаевича на спортивные рельсы. Из всех возможных видов они выбрали теннис, наверное еще и потому, что он назывался «спортом президентов», и в него играли тогда и Буш, и Мейджор, и Ширак. Вот так с помощью общих знакомых Тарпищев и познакомился с Ельциным. И сразу ему понравился: высоким ростом, статью и почти голливудской улыбкой.
Как это часто бывало в жизни у Бориса Второго, их отношения вскоре переросли тренировки. И капитан сборной СССР по теннису стал членом «семьи», заняв свое место среди приближенных — чуть ниже начальника охраны Коржакова, но выше премьер-министра Черномырдина. Потом знающие люди скажут, что благодаря тренировкам с "Шамой" Ельцин продлил свою жизнь , минимум, на пять лет. Правда, по мнению других, постоянные тренировки и исполнение президентских обязанностей бумерангом ударили по сердцу Б.Н, превратив его на весь второй срок в президента, «работающего с документами».
Теннис с президентом не только открыл Шамилю прямую дорогу на самых вверх, но и сделал его одним из самых богатых чиновников в стране. Именно ему Ельцин вверил Национальный фонд Спорта (коммерческая организация, призванная найти деньги на финансирование загибающегося спорта- И.В.), разрешив беспошлинный ввоз в страну алкоголя и табака.
О том, чем занимался Шамиль Анвярович в те славные годы широкой общественности стало известно благодаря длинному языку бизнесмена Бориса Федорова. Обычная история: сначала они были лучшими друзьями, потом поссорились из-за какого-то пустяка. Потом «кто-то» подослал к Федорову киллера-садиста. Убить не убил, зато исполосовал ножом всего, превратив в инвалида. В итоге Борис хоть и потерял море крови, но все же выжил, и только для того, чтобы раскрыть тайны своих недругов. От него все и узнали о том, что Тарпищев скобы скорешился с одним из главарей преступного мира «Тайванчиком», что ведет совместный бизнес с печально известными братьями Черными, что прежде, чем поставить подпись под очередной сделкой, всегда задавал один и тот же вопрос: «А какой навар мне будет с этого?». И если человек называл цифру меньше 20 миллионов «зеленых рублей», то Тарпищев, по словам Федорова, наотрез отказывался визировать документ! А еще из откровений экс-соратника миру стало известно, что весь такой большой и брутальный с виду Шамиль на самом деле является подкаблучником в руках своей всесильной жены — Анжелы.
Впрочем, стоит ли верить наветам вчерашних друзей, обиженных на весь белый свет? Вот и мы не будем...
К тому времени помимо неофициальной должности тренера президента и руководителя НФС Тарпищев еще и числился министром спорта и членом МОК. Насчет его двухлетнего пребывания в министерском кресле трудно сказать что-то определенное. В здании на Лужнецкой, утверждают злые языки, бывал лишь по большим праздникам. И запомнился только своим участием в деле с «Письмом 14». Для тех, кто забыл: осенью 1993 года 14 ведущих игроков сборной России по футболу во главе с хорошим приятелем Шамиля - Игорем Шалимовым потребовала уволить тогдашнего тренера главной команды страны Павла Садырина, заменив его на еще одного друга «Шамы » - Анатолия Бышевца. Скандал тогда получился грандиозный, но несмотря на огромную власть и влияние, осуществить тогда революцию в отечественном футболе Тарпищеву не удалось. Сборная, которая числилась одним из главным фаворитом мундиаля-94, поехала на него в сильно ослабленном составе, и вполне закономерно там провалилась. А вскоре Тарпищев ушел с министерского поста, решив сосредоточиться на теннисе и работе в Международном Олимпийском комитете, куда его в свое время избрали по протекции небезызвестного маркиза Самаранча, который таким образом хотел сделать приятное первому президенту независимой России.
Наше теннисное «все»
Следует отдать Тарпищеву должное: в российском теннисе он с давних пор пользовался непререкаемым авторитетом. Его сила влияния столь велика, что по сей день подавляющее большинство теннисных звезд на любое предложение об интервью обычно отвечают: «А Шамиль Анвярович в курсе? Вы с ним согласовали?» Уж на что Елена Дементьева — преуспевающая счастливая мать и жена, самодостаточный во всех смыслах человек, но и она отреагировала подобным образом на приглашение «Вечернего Урганта», вынудив телевизионщиков за компанию с ней пригласить и Тарпищева. И кто бы мог подумать, что именно его присутствие обернется самым крупным, как в истории программы, так и российского тенниса, скандалом?
Действительно, если брать все достижения российского тенниса под руководством Тарпищева за последние три десятилетия, то не будет преувеличением назвать его нашим «теннисным всё». Четыре выигранных женских Кубка Федерации, два мужских «Кубка Дэвиса», олимпийский хет-трик в Пекине, целая плеяда супер-звезд, принесших России многочисленные победы на чемпионатах Большого Шлема и авторитет одной из главных теннисных держав на планете. Правда, многие недоброжелателидо сих пор сомневаются пытаются посеять сомнения в размере личного вклада Тарпищева в этот успех. Зачинщик «великой русской теннисной революции» Евгений Кафельников пробился наверх благодаря своей феноменальной работоспособности. Марата Сафина сделали мастером в Испании, куда его послали учиться родители на свои кровные. Анна Курникова стала звездой только благодаря своей маме, подружившейся с одним итальянским миллионером. Анну Чакветадзе сделали звездой деньги ее отца, торговавшего нефтепродуктами.
Как ни крути, но в деле становления будущих знаменитостей по крайней мере однажды вклад Тарпищева оказался бесспорно решающим. Дело было в 1994 году, когда в его офис прорвался нервный тип с лихорадочным блеском в глазах, и представился: «Меня зовут Юрий Шарапов, у меня есть дочка Маша. Мартина Навратилова посмотрела ее и посоветовала отвезти во Флориду. Но у меня нет денег! Не могли бы вы дать нам в долг пять тысяч долларов: на билеты и первые несколько недель жизни там?» На тот момент Тарпищев был, понятно, человеком не бедным, но осторожность всегда была его вторым «я». Поэтому он предложил нервному папаше прийти на следующий день, а сам перезвонил тренеру юного создания и поинтересовался у эксперта: «А стоит ли вкладывать в эту девочку деньги?» На что тот тренер ответил: «Ей всего семь, а уже играет как мастер». Шамиль Анвярович поверил ему, и на следующий день выдал старшему Шарапову деньги. Правда насчет количества денег до сих пор ходят разные слухи. Так или иначе, но на самолет отцу и дочери хватило. Выходит, как ни крути, если бы Шамиль не расщедрился тогда, мир вообще никогда не узнал о существовании Марии Шараповой.
С годами осторожность Тарпищева в обращении с финансами только усилилась, хотя любовь к теннису не уменьшилась. Говорят, что последние годы он ходит по главным кабинетам страны и просит выделить ему 40 миллионов долларов на спасение российского тенниса. Но собеседники все чаще ссылаются на ухудшающееся экономическое положение в стране, и предлагают изыскать деньги из других источников, обложить, в конце концов, данью знаменитых теннисистов!
А пока российский теннис деградирует еще быстрее, чем падает несчастный рубль. В прошлом году ни одна из ведущих теннисисток не захотела сыграть за сборную в финале женского командного первенства — Кубка Федерации. В этом году впервые заговорили о продаже турнира и лейбла «Кубок Кремля», естественно, в Китай. Цена вопроса — несколько десятков миллионов долларов.
Цена двух слов
И вот в это непростое время Шамиль Тарпищев впервые за многие годы оказался в эпицентре всеобщего внимания. При том, что ничего нового он не сказал. Ведь весь мир уже давно подозревает сестер Уильямс, и особенно младшую из них — Серену в употреблении запрещенных препаратов и стероидов. Но выступить открыто против них никто до сих пор не отважился. Во-первых, это не политкорректно. Обвинить чернокожую спортсменку в употреблении допинга, или потребовать провести ее гендерный тест, это все равно что открыто признать себя расистом. Во-вторых, это значит объявить войну международным теннисным организациям и их влиятельнейшим спонсорам. Тем самым толстосумам, которые вложили в раскрутку Серены сотни миллионов долларов и сделали так, что хваленые охотники за допингом обходят сестер за милю. А если те и отваживаются на взятие у них пробу, то обычно предупреждают об этом за неделю - время, достаточное, чтобы врачи смогли уничтожить все следы незаконных препаратов, если таковые и были. Как же иначе? Сестры Уильямс — это лицо современного тенниса, и разоблачение их может нанести непоправимый вред этому виду спорта, а в худшем варианте — вообще привести к исключению тенниса из олимпийской программы. Вот и получилось, что своей фразой, вложенной в его уста юморным редактором, Шамиль Анвярович невольно спровоцировал грандиозный скандал, первой жертвой которого сам и стал.
Главный подозреваемый
А как вообще американцы узнали о словах Тарпищева? Когда он их произнес, на часах было 12 минут первого ночи по московскому времени, тогда как в Нью-Йорке и Майами еще только пять часов дня. Трудно представить, что где-нибудь в США, кроме штаб-квартиры ЦРУ, есть специальные люди, которые отсматривают все российские телепрограммы в поисках важной информации или компромата. Если бы было так, то они отреагировали бы немедленно. Между тем, кампания против Тарпищева началась спустя десять дней после «перфоманса». А это значит только одно — кто-то заметил эту «шутку» и поделился своим открытием с американцами.
Но кто? ФСБ, ЦРУ, разведслужбу НАТО и СБУ Украины сразу вычеркнем из этого списка. Этим ребятам сейчас не до шуток. Женская теннисная Ассоциация тоже мало подходит на роль инициатора скандала — последний тамошний офицер, понимавший русский язык - некая Вика Виноградофф уже давно вышла замуж за миллионера и стала многодетной матерью. Вот и выходит, что сдал Тарпищева кто-то из наших. Особо приближенных, недовольных методами его правления и явной неспособностью вывести российский теннис из затяжного кризиса, как и найти деньги.
В число подозреваемых могла бы попасть кандидатура легендарного теннисиста Евгения Кафельникова, который формально числится первым замом Тарпищева, хотя никогда не скрывал, что всегда мечтал о большем. Следуя номенклатурной логике он вполне бы мог организовать утечку информации, чтобы затем совершить дворцовый переворот. Одно дело бросить вызов всесильному Шамилю, и совсем другое прийти на спасение российского тенниса в тот момент, когда его бессменный лидер так дал маху... Одно только «но» - за свою долгую карьеру Кафельников никогда не был замешан в интригах. У него, конечно, непростой характер, с ним очень трудно общаться, но никто никогда не называл его интриганом. Тем более, что для этой интриги требовались связи на самом верху мирового женского тенниса, которые Евгений просто априори не мог иметь.
Зато они вполне могли быть у подозреваемой номер два — Светланы Кузнецовой, которая несколько лет назад сильно разругалась с Тарпищевым и отказалась выступать за сборную. Прямо так и сказала: «Нет больше сил и желания слушать из его уст критику в мой адрес!» Но одно дело перестать разговаривать и общаться, и совсем другое настучать американцам на своего второго отца. Нет, Кузнецова никогда не была настолько мстительной и вероломной особой. Как бы сказали следователи, это не ее профиль.
Зато есть в женском теннисе другая семья, которая с легкостью могла бы подставить Тарпищева, и даже получить от этого большое удовольствие. Это, как не трудно догадаться, Юрий и Мария Шараповы, а также их многочисленное англоговорящее окружение. Не секрет, что после украинских событий Марии стало намного сложнее жить и зарабатывать миллионы в США, оставаясь российской гражданкой. Возможно, что в окружении теннисистки пришли к мнению о необходимости спровоцировать скандал, который мог бы стать хорошим поводом для полного разрыва с российским теннисом. А что может быть лучше, чем отказаться от участия в сборной, которой руководит отъявленный сексист и расист?
Известно, что прислуга в доме Шараповой записывает для нее любимые российские телепрограммы. И особенно «Вечернего Урганта», в котором еще этой весной она сама выступала. Будучи уже по менталитету стопроцентной американкой, Мария, конечно, не могла не возмутиться совершенно искренне фразой «о братьях Уильямс». Наверняка поделилась своими мыслями на этот счет со своими агентами и менеджерами. Не с их ли подачи и был раздут этот скандал на пустом месте?
Оставим в стороне версии и догадки, и зададимся более интересным вопросом: что будет теперь с Тарпищевым? Явно искусственно раздуваемый недоброжелателями скандал достиг на международной арене такого накала, что публичными извинениями уже его не загасить. Нетрудно спрогнозировать, что вслед за женщинами охоту на него откроют мужчины — Ассоциация теннисных профессионалов. А потом настанет черед и МОК. Судя по всему, Тарпищева вполне могут превратить в такую же нерукопожатную особу, как Оскар Писториус. Другой бы на его месте ради спасения того, что осталось от российского тенниса, немедленно подал бы в отставку, но похоже, что такого слова в лексиконе «тефлонового Шамиля» просто нет! И сдаваться он не собирается.
Да и стоит ли? Скажите честно, много ли на ваш взгляд в не очень удачной шутке Тарпищева было реального "сексиза" или, тем более, "расизма"?