26 октября исполнилось 35 лет знаменитым рыбным четвергам. Идея подавать рыбу по четвергам по всей стране была здравая, благодаря ей потребление морепродуктов довели до одного из самых высоких показателей в мире – 23 кг на человека в год. Сейчас времена непростые, здоровое питание народу не повредит. Осталось доставить нужное количество рыбы.
В конце октября губернатор Камчатского края В. Илюхин на совещании с президентом В. Путиным раздавал рыбные обещания – одно слаще другого. В центр России отправится 650 тыс. т камчатской и сахалинской рыбы. С начала 2014 г. года в крае добыли 140 тыс. т лосося, ещё 700 тыс. т к рыбному урожаю добавит минтай. Во Владивостоке холодильники уже забиты приморской селёдкой, которой выловили 350 тыс. тонн. Также отлично прошла сайровая путина, налицо рекордный улов в 53 тыс. тонн. Осталось погрузить и отправить.
По данным «АН», холодильники действительно заполняются. На 27 октября в порты Приморья прибыло 1,36 млн. т морепродуктов. Это на 200 тыс. т больше, чем в прошлом году. Согласно новому государственному рыбному плану, львиная доля улова отправится на внутренний рынок. Вопрос: как это скажется на ценах. По меркам центральной России рыба на Дальнем Востоке очень дешёвая. Поэтому на первый план выходит стоимость доставки. Поставщики часто жалуются: мол, довезти продукцию в европейскую часть страны – удовольствие слишком дорогое. Это не совсем так. По сравнению с прошлым годом стоимость транспортировки дальневосточной рыбы не изменилась, в среднем – 11,6 руб. за килограмм. Это ощутимо для селёдки, отпускная цена которой на Дальнем Востоке – 18–20 руб. за кг, и для минтая ценой 20–25 рублей. Но не так страшно для дорогого лосося. Тем более на волне исчезновения норвежской сёмги в опте горбуша подорожала с прошлогодних 95 до 145 руб. за килограмм.
Второй момент: если везти рыбу не дорогим вагоном-рефрижератором, а в контейнерах – ледяных термосах, доставка обойдётся в 1,5 раза дешевле. Кроме того, широко распахнул ворота вновь открытый Северный морской путь. В 2014 г. в навигацию по нему отправилось 607 судов. Дорога по морю выходит не только дешевле, но и быстрее. В среднем доставка рыбы по Севморпути занимает 25 суток, тогда как по железке товар добирается по два месяца.
Настоящая причина дефицита дальневосточных даров моря в Центральной России другая. Владельцам судов сподручнее и привычнее продавать товар в Азию. Для них она – рукой подать. Поэтому в рыбные годы на экспорт уходило две трети добычи, в нерыбные – более половины. В 2014 г. наступил перелом. Если в прошлом году Сахалин отправил за рубеж 280 тыс. т рыбы, то в нынешнем – 60 тыс. тонн. Улов отличный, только покупатели изменились. Государство, которое с 2012 г. субсидирует доставку рыбы с Дальнего Востока по железной дороге, наконец потребовало отдачи. Глядишь, собственной рыбы в России станет так много, что впору задуматься, не ввести ли опять в РФ рыбный день.