ТОР — Территория Официального Распила?
23 октября 2014, 17:29 [«Аргументы Недели», Виктор Булавинцев ]
Свершилось: как требовал президент России Владимир Путин на совещании 12 сентября, буквально за месяц, к 15 октября появился проект Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке Российской Федерации и на отдельных территориях Российской Федерации». Но бизнес-сообщество региона, вместо того, чтобы обрадоваться, вдруг забеспокоилось. Почему же «выпестованное» годами решение о создании льготных оазисов для производства и бизнеса не радует деловое сообщество Приморского края?
Самозванцев нам не надо
Законопроект оказался довольно простым: согласно ему на Дальнем Востоке создаются территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР — для краткости все же используем в дальнейшем аббревиатуру ТОР), руководить которыми будет специально уполномоченный федеральный орган — это Минвостокразвития. Этот орган назначает наблюдательный совет для контроля за деятельностью ТОР, а также создает управляющую компанию для непосредственного управления деятельностью ТОР. Эта УК в свою очередь сама будет решать, кого принимать в ТОР и на каких условиях, а кого не принимать или исключать. Она же будет определять для каждого резидента ТОР ставки аренды земли, тарифы на пользование инфраструктурой, и прочие условия деятельности резидента согласно бизнес-плану, прописанному в заявке на участие. Если же территория ТОР накладывается на границы муниципального образования, то такой участок переходит под начало управляющей компании, а в конечном итоге — Минвостокразвития.
Чем притягателен такой бизнес резидентов ТОР? Прежде всего — налоговыми льготами: «нулевая ставка по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет, сроком на 10 лет. Региональную часть налога разрешается устанавливать на уровне не выше 5%… Другая льгота за счет федерального бюджета — сокращения страховых взносов до 7,6% от фонда оплаты труда (ставка для всей страны 30%). Выпадающие доходы внебюджетных фондов предлагается компенсировать из федерального бюджета. Также дальневосточный бизнес не будет платить региональные налоги на имущество и на землю…» — так вкратце охарактеризовали льготы эксперты. Проще говоря, себестоимость продукции, выпускаемой резидентом ТОР, будет значительно — до 25%! — ниже, чем у аналогичной продукции, выпускаемой вне ТОР. Соответственно его прибыль будет выше, чем у такого производства «за границей» территории опережающего развития.
Но и это еще не все. Резиденты ТОР смогут привлекать для реализации своих проектов рабочую силу и специалистов из-за рубежа — причем, из-за границы не ТОР, а России! — без квот и ограничений. И, наконец, деятельность в пределах ТОР федеральных надзорно-контрольных органов жёстко ограничивается! Ни тебе ФМС, ни пожарных, ни налоговой, ни санэпиднадзора или еще какого-либо надзора. Только Минвостокразвития, милует или казнит, создав заново подразделения надзорных органов в ТОР — и выставить резидента из ТОР федеральный уполномоченный орган может в любой момент. Тогда как сама по себе деятельность ТОР прекращается лишь в двух случаях: первый — если это связано с необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства; и второй — если за 5 лет со дня создания ТОР на этой территории не окажется ни одного действующего соглашения о какой-либо деятельности.
Островки везения
С одной стороны — мечта бизнесмена: налоги существенно снижены, проверками не мучают, в дорогостоящую инфраструктуру — дороги, воду, канализацию, электричество, тепло, связь и коммуникации — вкладывается государство. Живи да радуйся, созидай во благо свое, края и страны. И тут как обычно всплывает злокозненное «но» — но только для тех, кто внутри ТОР. А как быть тем, кто останется снаружи? Ведь по законопроекту ТОРы охватывают лишь ничтожно малую часть территорий Дальневосточного региона вообще и Приморского края в частности — не более 0,1%. И как эта капля в море сможет дать толчок поступательного развития?
Например, известный в Приморском крае предприниматель, основатель и руководитель группы компаний «Шинтоп» Дмитрий Царев в интервью одному из информагентств так прямо и заявил (цитата):
«…Многие предприниматели и предприятия пережили не один кризис. Они пережили 90-е годы, когда государство вообще забросило Дальний Восток и фактически никакой помощи не оказывало. Кто-то приспособился, кто-то уехал, был большой отток. Такого гигантского оттока уже нет. И вот мы сейчас можем неаккуратными действиями это все развалить, и отток еще усилится.
Я сам думал инвестировать в развитие — завод по изготовлению грузовых шин, РЦ мы планировали строить. Всё, я эти инвестиции делать не буду. Надо ли мне здесь находиться, имея под боком такие ТОРы? Может, мне лучше в Крым поехать, где весь полуостров объявлен особой территорией? Или под Москву, где есть рынок в 40 миллионов населения? И это очень страшный момент — таким неумелым движением всколыхнуть людей на покидание своих мест. Тем более, что экономическая ситуация и так непростая. Хотелось бы, чтобы мы, совместное гражданское общество наше, сознательные люди, прочитали этот закон, посмотрели, сделали выводы и не допустили такого поспешного принятия — когда в угоду чьим-то узко-отраслевым интересам мы потом будем всё это разгребать…»
Дмитрий Царев
Впрочем, не все бизнесмены так пессимистично настроены. К примеру, гендиректор сети супермаркетов цифровой техники DNS Дмитрий Алексеев не усматривает столь мрачных перспектив ни в идее ТОР, ни в законопроекте, считая его просто «рамочным», задающим некий формат, который в дальнейшем будет уточняться и детализироваться по каждой конкретной территории опережающего социально-экономического развития. Отчасти эту позицию разделяет и Сергей Митрофанов, вице-президент группы компаний «В-Лазер». Но оба предпринимателя согласны также и в том, что в деталях, как говорится, кроется сам дьявол. Именно об этом «лукавом», прокравшемся в законопроект, говорит Дмитрий Царев, к месту используя очередную народную мудрость о благих намерениях:
«…Кто проверял закон на коррупционную составляющую? Вот посмотришь — и сразу столько коррупционных возможностей у этого закона. Почему я и сказал: "Благими намерениями дорога в ад вымощена". Где система сдержек и противовесов? Сегодня к руководству этими территориями пришёл человек, который думает о государстве, завтра придёт человек, который меньше думает о государстве, а думает больше о своём кармане. И как мы будем это регулировать? Ничего этого в законе нет. Никакого общественного контроля за деятельностью ТОРов не прописано…»
Пилите ТОРы, они золотые!
Проблема коррупции (как взяточничества должностных лиц государственного управления за принятие ими определённых решений в их компетенции) и «лихоимства» (воровства казённых или общественных денег) в России известна издавна и освещалась классиками вроде Гоголя или Салтыкова-Щедрина, не говоря уже о менее значительных персонах в масштабе истории. Президент Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев в свою очередь неоднократно касались этой темы, признавая наличие в стране коррупции и злоупотреблений с бюджетными деньгами в весьма значительных масштабах, — впрочем, отмечая, что проблема эта не является исключительно российской. Но если рассматривать идею ТОР в её нынешнем виде, в соответствии с имеющимся законопроектом, нельзя не признать: у коррупционеров в границах ТОР появляется поле непаханое!
Судите сами: инфраструктура ТОР создаётся за счёт бюджетных средств — но усилиями каких подрядчиков, по каким принципам отбираемых? Далее, рассмотрение заявок фирм и индивидуальных предпринимателей на участие в ТОР — в проекте закона дан перечень необходимых документов и указан срок рассмотрения заявки, 15 дней. Срок заведомо нереальный для экспертной оценки серьёзного бизнес-плана, что заведомо подразумевает и коррупционный потенциал: заплати, и твою заявку одобрят, не заплатил — могут её и не пропустить, причем, вне зависимости от содержания и реальности бизнес-плана.
Да, по оценке ряда экспертов, в ТОР будут более привлекательные рабочие места, выше зарплаты — но опять же, за счёт конкурентных преимуществ перед теми, кто в ТОР не попадёт. Очевидно, следует ожидать появления целой плеяды рекрутинговых агентств по «продаже рабочих мест» на предприятиях-резидентах ТОР. И сколько среди них будет мошеннических, разбираться с которыми предстоит не Минвостокразвития, а полиции?
Тем более, что проектом закона предусмотрено создание внутри ТОР подразделений МВД, ФМС, МЧС, налоговой, таможни, санэпиднадзора, потребнадзора, архстройнадзора и трудовой инспекции — фактически, дублирование всех структур, как некогда в ЗАТО, в результате чего в крае были «анклавы» органов МВД, подчинённых не краю, а отдельной структуре в Новосибирске.
Если же помнить, что презентованным краевой администрацией проектом предусмотрено создание в Приморье пяти ТОР — порт в Зарубино, Нефтехимкобинат в Партизанском районе (Роснефть), комплекс в Михайловском районе (РусАгро), т.н. сухой порт, логистическая база в Надеждинском районе (Инком ДВ) и остров Русский, — а всем прочим там места нет! Нет места давно проработанному проекту агрокомплекса холдинга «Зелёные листья» в Ханкайском районе, нет места множеству транспортно-логистических фирм, нет места развитию других морских портов, которым не светят многомиллиардные инвестиции и льготы. Есть место дискриминации и «зелёная улица» крупному капиталу из центральной России, который подтянет за собой на льготные площадки ТОРов множество дочерних и аффилированных фирм помельче, которые будут играть роль «отмывочных» в процессе распила бюджетных и частных инвестиций, исчезая затем бесследно — ведь это уже можно было наблюдать во время строительства объектов саммита АТЭС-2012 на том же Русском. И если это инновации, то в них, простите, ничего нового — спросите хоть у Гоголя, хоть у Салтыкова-Щедрина.