Всю ущербность действующей в российском туризме системы защиты прав туриста показали события последних месяцев: как «неожиданно» выяснилось, люди, загодя и сполна оплатившие зарубежные поездки, оказались незащищены даже в случае наличия больших сумм финансовых гарантий у продававших им путёвки операторов.
По состоянию на начало октября картина такова: почти полтора десятка российских операторов разорились, создав проблемы с отдыхом примерно для 130 тыс. жителей страны. При этом около 70% пострадавших приходится на компании «Нева», «Лабиринт», «Солвекс-Турне» и «Верса», а их общий финансовый ущерб превышает сумму 3 млрд. рублей. Самым тяжёлым в финансовом отношении случаем признано крушение группы компаний «Лабиринт», т.к. по данным, введённым в информационную систему его страховщика, СОАО «ВСК», общая сумма по 24,373 тыс. требований составляет около 2,466 млрд. рублей.
Получат ли пострадавшие полновесные компенсации? Увы, но вряд ли: полностью страховое возмещение будет выплачено не более чем 20% туристов. Так, по линии разных компаний, входивших в группу «Лабиринт», объём компенсаций составит от 2,8 до 7,6%. А выплаты по линии СК «Восхождение», в которой застрахованы финансовые риски разорившихся «Невы», «Солвекс-Турне», «Авиачартер-ДВ» и ещё более чем 40 действующих туроператоров России на сумму свыше 1,4 млрд. рублей, вообще под вопросом, т.к. 29 октября Арбитражный суд Москвы рассмотрит заявление о признании «Восхождения» банкротом. Если учесть, что уже сейчас объём компенсаций, требуемых по линии туристов компаний-банкротов, примерно на 20% превысил уставный капитал (500 млн.) «Восхождения», у которого Центробанком отозвана лицензия, банкротство вполне вероятно. И тогда отвечать станет практически некому. И нечем…
Весьма слабым утешением можно считать и тот факт, что в связи с расследованием уголовных дел, возбуждённых по факту мошенничества в компаниях-операторах, под домашним арестом оказались два питерских генеральных директора. А ещё один, будучи гражданином другой страны, объявлен в розыск. При этом общий ущерб по линии этих трёх компаний составляет, по данным Следственного комитета, всего… 11,5 млн. рублей. В то же время основатель «Невы» Сергей Тимралиев (а на начало октября в «Восхождении» зарегистрировано более 6,45 тыс. заявлений от пострадавших от приостановки её деятельности на сумму почти 483 млн. рублей) продолжает выступать в качестве эксперта по рынку туризма и уверенно заявляет, что «в «Неве» мошенничества не было». В отличие от «Атласа» и «Экспо-тура», чьи руководители сидят дома под арестом, в «Неве» уголовное дело о мошенничестве возбуждено в отношении… неустановленных лиц. И даже Ассоциация туроператоров России (АТОР) за первенца среди будущих банкротов (а пока ни одна из приостановивших деятельность турфирм таковым не признана) заступилась…
Казалось бы, ситуация вполне ясная: как в своё время сказал министр Владимир Мединский, «во всём виноваты жадные туристы и жадные туроператоры», которые не хотели страховаться так, как это было нужно. Но… В действительности ситуация несколько иная: после краха «Ланта-тур вояжа» (начало 2012-го) и появления требований обеспечивать фингарантии операторов в размере 12% от оборота, большая часть действующих в России страховщиков попросту отказалась брать на себя ответственность за туристический бизнес. Их можно понять: застраховать гарантии в объёме 300–400 млн. рублей (а тем более 2–3 млрд., каким должен быть их размер согласно реальному обороту компаний, входящих в первую пятёрку) не готов никто.
Сами страховщики с этим не спорят. «Туроператор может приостановить деятельность в любой момент, а отвечать приходится страховщику, – говорит президент Союза страховщиков Петербурга и северо-запада России Ирина Лукашевич. – Нам надо уповать на его порядочность, но практика показывает, что это не всегда так». В связи с этим многие страховые компании вышли из этого сегмента бизнеса: их место заняла компания «Восхождение», которая смело подписывала договоры хоть на 30, хоть на 454 млн. рублей… А туристический «крупняк» нашёл дырку в законе, страхуя что угодно, но только не реальный оборот: как правило, сейчас у большинства из входящих в первую десятку размер финансовых гарантий примерно на порядок меньше, чем должен быть.
Однако надо быть честными: о том, что «гром грянет», было известно давным-давно. Когда у врио руководителя Ростуризма Олега Сафонова прямо спросили о том, готов ли он взять на себя ответственность за то, что десяткам тысяч россиян испорчен отдых, он также прямо ответил, что «буду готов, когда у возглавляемого мной ведомства появятся контрольные и надзорные функции». И верно: в настоящее время у Ростуризма, который теоретически должен выступать в качестве главного регулятора и контролёра отрасли в стране, таких функций нет. Самое главное – их вообще ни у кого нет...
Однако разве не было известно, что система финансовых гарантий (именно их в туризме именуют ФИГами) изначально дырява? И разве не было понятно, что сразу несколько десятков туроператоров, включая и крупных, застраховавших финансовую ответственность перед туристами в малоизвестной страховой компании «Восхождение», явно рискуют их деньгами? Как так произошло, что фактический владелец посредников по продаже авиабилетов «Авиачартер» и «Идеал-тур», а также турфирмы «Лабиринт» Михаил Шаманов накопил миллиардные долги? Как компании, не имеющие права реализовывать путёвки за рубеж по причине фактического отсутствия у них фингарантий, продолжали это делать? И разве никому не было известно, что российский массовый туризм нередко строится по пирамидальному принципу? А в нынешних условиях, когда по объективным причинам приток туристов обмелел, а кредитов (к тому же очень дорогих) не дают, многие компании садятся на мель. А некоторые – и вовсе идут ко дну…
Увы, но все случаи банкротства в российском туризме строятся по одному проверенному временем сценарию: компании, прекрасно зная о реальной финансовой ситуации, до последнего продают туристам путёвки и билеты. Билеты в один конец… Почему? Вся предыдущая история российского турбизнеса свидетельствует: за крайне редким исключением в отрасли безответственно можно делать всё. И примеры «Капитал-тура» или «Ланта тур-вояжа» говорят о том, что, даже «кинув» тысячи клиентов и партнёров, можно выйти из воды сухим.
Могут ли быть предложены туристам другие гарантии спокойного отдыха? Сейчас над ними идёт упорная работа, и предложения поступают самые кардинальные – вплоть до создания единого государственного оператора по выездному туризму. Но, скорее всего, законодатели пойдут по уже известному им пути, возложив бремя ответственности (как административной, так и финансовой) на самих участников рынка. Поэтому не стоит удивляться, что в самое ближайшее время путёвки за границу подорожают не только по причине роста курса валюты.