Уважение к старшим – неотъемлемая часть традиции каждого из народов России. В современном обществе эта норма, казалось бы, трансформировалась в социальную ответственность. Однако одиноких, беспомощных пожилых людей в наше время становится всё больше.
Бытие, как известно, определяет сознание. Вот и на судьбу бабушек и дедушек сильно влияют бытовые условия: достаток или недостаток продовольствия, наличие либо отсутствие достаточного жизненного пространства. Ладно бы только в древности действовали эти первобытные законы, но ведь и сегодня банальная нехватка квартирных метров иногда приводит к тому, что пенсионера, слабейшего члена семьи, выгоняют из дома!
Не до жиру, быть бы живу
В Сибири ещё 50–70 лет назад термин «старик» применялся к людям, достигшим 45–50‑лет-него возраста. Если крестьянин женил старшего сына, то уже сам себя считал дедом и перебирался вместе с бабулей в отдельное помещение. Впрочем, это не мешало им родить потом ещё двоих-троих, а то и больше детей. Хотя в некоторых районах нашей страны половая жизнь после пятидесяти не поощрялась и даже считалась грехом. В русских деревнях пожилые традиционно приравнивались к детям – «старый, что малый». Они донашивали одежду с чужого плеча, не имели права на новое платье в праздники, мужчины ходили часто не в штанах, а в подштанниках и не подпоясывались.
Если про совершеннолетие говорили «войти в года», то про преклонный возраст – «вышел из лет». А ещё существовало выражение «чужой век заедает», означавшее, что человек несправедливо пользуется и так малочисленными благами семьи. Но, с другой стороны, именно старикам приписывались особые сакральные и магические знания, дающие способность взаимодействовать с потусторонними силами. Отсюда почитание старцев и знахарей, которые редко были людьми молодыми.
Если в городе напоминание пожилому человеку о грядущей смерти считается в высшей степени бестактным, то в деревне до сих пор беседы о скорой кончине, пошив «смерётной одежды», изготовление гроба впрок – неотъемлемая часть жизни. К переходу в мир иной традиционно было принято готовиться основательно и заранее.
Честные мужчины
Особое почтение преклонному возрасту оказывали казаки. В положении «Об общем управлении станиц казачьих войск» сказано: «Станичный атаман обязан наблюдать за тем, чтобы казаки уделяли должное внимание и уважение старшим». Пенсионеры не занимали официальных должностей в структуре народного самоуправления, но играли важную роль в формировании общественного мнения и могли оказывать влияние на решения, принимаемые станичным сбором.
А на Кавказе и сегодня практически в каждом селе существует Совет старейшин, в который входят самые авторитетные жители, выбираемые на специальном собрании всеми взрослыми мужчинами аула. Такой совет контролирует повседневные вопросы – от обустройства дорог и срока начала полевых работ до разбора мелких правонарушений и разрешения семейных конфликтов. У рутульцев, населяющих высокогорную часть южного Дагестана, основной критерий выбора старейшин – безупречная репутация, их называют «марц арамтал», что в переводе означает «честные мужчины».
Чеченцы для своих аксакалов привозят издалека особые камни, обрабатывают их вручную и устанавливают на площади. Сесть на такое место постороннему – значит продемонстрировать высшую степень невежества.
Уйти, чтобы вернуться
Казак Борис Кузнецкий, в 1756 г. побывавший в плену у чукчей, рассказывал, что народ жил тогда стойбищами, а во главе каждого стоял вождь – умилык, сильнейший мужчина племени. Однако важные решения, например, о заключении мира или начале войны с соседями, он не принимал без совета с самыми старшими членами общины. Впрочем, до преклонного возраста чукчи доживали редко. Став неспособным к самостоятельному промыслу, пожилой или больной член семьи просил ближайших родственников лишить его жизни. Принявший добровольную смерть, подобно павшему в битве воину, попадал в верхний мир, а скончавшийся от недуга – в нижний. Чукчи свято верили – душа бессмертна, и если родственник умер правильно, то он вскоре вернётся в семью в обличье новорождённого.
Поможем чем можем
В наше время своеобразным показателем истинного отношения к старости у разных народов можно считать, наверное, количество домов престарелых. В целом в России их сейчас более 250. Большинство из них расположено в центральных районах страны, на территории традиционного проживания русских. А вот, например, в Республике Алтай есть только одно подобное заведение.
Но и в Центральной России появились общественные инициативы, которые возрождают традиции доброго отношения к пожилым людям, причём вне зависимости от их национальности. Рассказывает Елизавета Олескина, директор фонда «Старость в радость»:
– Мы регулярно навещаем бабушек и дедушек в домах престарелых Москвы и Подмосковья. Организовываем им досуг, привозим подарки, находим «внуков по переписке», делаем ремонт. Сложно сказать, почему пожилой человек вдруг оказывается на попечении государства. У каждого своя трагическая история. И, поверьте, нет ничего более приятного, чем хоть немного скрасить серые будни брошенных людей. Когда на меня нападает хандра, вспоминаю о том, что где-то есть бабушка, которая ждёт и всегда искренне радуется моему приезду, и настроение резко повышается.
Чувствовать себя кому-то нужным – самое главное для ощущения полноценности бытия. Сохраняя традиции уважения к старшим, мы заботимся о будущем. Как собственном, так и всего нашего многонационального народа в целом.