Что точно отличает русских от других народов, так это традиционное гостеприимство! – считают представители самого большого российского этноса. Кавказские мудрецы любят говорить: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать». Телеут предложит гостю чай, стол разделить, а потом уже только согласится поговорить о делах. Но, если все кругом уверены, что они – самые гостеприимные, где-то должен быть и тот, кто гостей не очень-то жалует. Попробуем его найти.
На Кавказе до сих пор в семье во время трапезы принято ставить на стол лишний прибор. Вдруг во время еды кто придёт. По обычаю человека сразу же нужно усадить за стол. А ещё во многих домах есть специальная комната, которая всегда готова к приёму гостя. В старину здесь, даже если в гости пришёл враг, обиды на время забывались. Хозяин дома брал гостившего под свою защиту, опекал. Грузинская пословица гласит: «Гость – посланник Бога». И каждый гость является дорогим. А ценится гостеприимство больше, чем умение владеть оружием и храбрость.
Татары стелили на стол праздничную скатерть, выставляли на стол лучшие угощения. «Негостеприимный человек – неполноценный», – говорят представители этого народа, потчуя гостя помимо прочего чак-чаком, мёдом, шербетом. Отобедавшему могли после ещё и подарок вручить – такие традиции.
Башкирский хозяин встречает гостей на пороге, провожает в дом, предлагает занять за столом почётное место. Если пришедший пытается отказаться от еды, ему вежливо напоминают, что «нельзя быть выше пищи». Считается, что совместная трапеза – лучшее средство для установления дружеских отношений с другими людьми.
В еврейском праве гостеприимство – норма. А неприветливое отношение к гостям – зло, нарушение запретов и, конечно, просто недостойное поведение. «Пусть двери твоего дома всегда будут широко открыты, пусть бедные будут твоими домочадцами» – гласит закон.
Раньше в любой якутский дом можно было зайти и в отсутствие хозяев, остаться на ночь, приготовить себе поесть. Суровые условия жизни диктовали подобное отношение к путникам.
Про русских и говорить нечего. Даже с детства родная нам славянская Баба-яга, встречающая поначалу Иванов-царевичей не очень дружелюбно, быстро вспоминает, что гостя накормить, напоить надо, спать уложить. И только потом свои вопросы задавать. Кстати, раньше на Руси обычай диктовал кормить и поить гостя чуть ли не насильно. Селения находились довольно далеко друг от друга. Нечасто на огонёк кто-нибудь заглядывал, и, конечно, гостям искренне радовались и старались, чтобы человек пробыл подольше. Потому, накрывая на стол, следовали правилу: «Всё на стол мечи, что есть в печи».
Возможно, не очень гостеприимных представителей отдельных народов сегодня всё-таки можно встретить, но зачем о них вообще говорить. Лучше просто не забывать о том, сколь замечательны наши многовековые традиции гостеприимства. Ведь гости дают возможность проявить наши лучшие качества. А ежели самих кто пригласил к столу, полезно помнить, что «мил гость, что недолго гостит», а заодно и – «у себя, как хочешь, а в гостях, как велят».