Кто и зачем добровольно идет в ополчение
8 октября 2014, 14:22 [«Аргументы Недели», Валентина Карелова ]
Почему россияне идут добровольцами на украинскую войну, сколько платят ополченцам, и присутствуют ли на Украине российские войска - в интервью «АН-онлайн» об этом рассказал петербургский историк, публицист, автор многочисленных книг, посвященных сталинской эпохе, Игорь Пыхалов. В августе этого года он отправился добровольцем в Луганск и несколько раз выезжал на передовую.
- Расскажите, как долго вы находились в Луганске и чем занимались?
- Я был там с 8 августа по 16 сентября. Меня определили в гранатомётчики 2-го взвода 4-й роты батальона «Заря». Практически на протяжении всего этого времени город находился в осаде, не было электричества, связи, интернета, не работал водопровод. Вообще город выглядел опустевшим, но при этом я не могу назвать его разрушенным.
- Почему вы не остались в ополчении?
- Началось перемирие, на нашем участке прекратились боевые действия, и мое нахождение там оказалось бессмысленным. Естественно, если бы я был местным жителем, то, безусловно, остался бы в ополчении. Но если ситуация будет накаляться, я вернусь в Луганск.
- Сейчас всех волнует один вопрос, есть ли на Украине российские войска? Лично вы их видели?
- В Луганской и Донецкой республиках очень много добровольцев из России, это правда. Однако организованных российских войск, подразделений регулярной армии я лично там не видел.
- Это был ваш первый военный опыт? Кстати, вы служили в армии?
- Ранее у меня был опыт только военной кафедры, то есть, попросту говоря, - никакого. Но среди ополченцев есть ребята, у которых вообще не было представления об армии, они никогда в жизни не держали в руках автомата, так что все учились непосредственно на месте.
- Проводился ли с вами перед боевыми действиями инструктаж, или, может быть, какой-то учебный сбор?
- К сожалению, обучения было недостаточно. Ребят, прииехавших в роту раньше меня, свозили разок на полигон. Те, кто со мной приехал... Нам дали только какие-то теоретические знания. А в сентябре в наступлении участвовали и вовсе необученные ребята. Процесс обучения плохо поставлен.
- Я могу поверить, что кто-то едет на войну по идейным соображениям, однако немало людей отправляются туда в надежде заработать. Сколько платят ополченцам?
- Лично я никаких выплат так и не получил, потому что нам их задержали, а мне уже надо было возвращаться домой. Вообще там нереально заработать, ополченцы получают карманные деньги, но они в несколько раз меньше зарплат россиян. Хотя для местных жителей, думаю это неплохие деньги.
- Какие конкретно?
- Около 100 долларов в неделю. Хотя ходят разговоры, что где–то кому-то платят по 300 тысяч в месяц, но, скорее всего, это неправда, таких денег там ни я, ни мои однополчане не видели.
- Что за люди едут в ополчение? Обычному обывателю сложно представить успешного менеджера с приличным заработком на войне в чужом государстве.
- Люди туда приезжают разные. Например, в нашей роте был 52-х летний москвич, он успешный компьютерный дизайнер. Сначала он взял на работе отпуск и приехал в Луганск, но потом ему пришлось уволиться с работы, потому что он не нашел понимания у начальства. Еду, например, нам готовил повар, который до войны работал в дорогом ресторане. Он очень хотел из полевой кухни перейти в боевую часть, в итоге ему это удалось, и теперь он воюет не с поварешкой, а с автоматом в руках. Я не могу сказать, что туда едут одни маргиналы, которым нечем заняться. Там есть, конечно, неустроенные люди, в жизни всякое бывает. Кто-то добирается до Украины автостопом, кто-то едет туда с дорогим оборудованием. В основном, это мужчины от 25 – 40 лет, совсем молодых в ополчении мало.
- Рано или поздно в Украине наступит мир. Однако вам могут закрыть границы как преступнику, который участвовал в войне на стороне незаконных бандформирований. Вас это не пугает?
- Нет. Я и сам не собираюсь ехать в Европу, потому что понимаю, что в ряде стран ко мне могут предъявить претензии. Впрочем, я и раньше редко ездил за границу.
- Но ведь вы можете стать преступником и на территории России?
- Законов нашей страны не нарушаю и не нарушал. Российскую границу перешел легально... Что касается законов Украины, то - да, нарушил наверняка не одну статью. Достаточно того, что я воевал против армии другого государства.
- Отправляясь на войну, вы подумали о своих близких, застраховали свою жизнь на случай гибели?
- Нет, я надеялся, что вернусь домой. А если бы не вернулся, то никакая бы страховка им бы ничего не компенсировала.
- Это легкомысленный поступок...
- Я серьезно все обдумал. У меня было осознание того, что могу не вернуться, но решил, что нужно ехать, для меня это был поступок, скажем так, необходимый...
- На ваших глазах россияне погибали, и как их хоронили?
- В нашей роте за время моего пребывания убитых не было, однако раненые были. Но люди действительно гибнут. Насчет похорон ничего сказать не могу...