Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество

Ученье – свет! А неученье….?

, 12:53

У каждой профессии есть свой «профессиональный праздник». Но, как правило, профессиональные праздники так и остаются «праздниками для профессионалов». А День учителя – праздник для всех… Его отмечают и сеющие разумное, доброе, вечное, и учащиеся, и их родители. При этом многие задаются вопросом: а нужно ли сегодня быть грамотным и образованным? И нужны ли нашим детям учителя – да и школа вообще?

Частенько, даже в нашей еще грамотной стране, считают, что если твоя работа не связана с написанием текста и составлением документов, то грамотность и образование не нужны. Такое мнение бытует не только среди артистов цирка, которые вынуждены часто бывать на гастролях. Даже от профессоров в ведущих вузах страны можно услышать: «если он прекрасно знает свою физику, зачем ему правописание». Многие наши соотечественники уверены: можно заработать и без образования – зачем же перенапрягаться? Ведь есть компьютер. Но…
Всегда и везде присутствует это крайне неприятное «но». Иногда в программу внесены не все правила. Может «поработать» и компьютерный вирус – и проверка правописания начнет шутить. Что-что, а контролировать машину все-таки должен сам человек. Но этот вопрос – уже риторический
Общаясь в социальных сетях, читая газеты, слушая радио, смотря ТВ – но особенно общаясь с молодежью, с горечью замечаешь: великий и могучий язык становится примитивным. Причем со сверхзвуковой скоростью. В печатных изданиях встречаются ошибки – и орфографические, и пунктуационные. Складывается впечатление, что в некоторых газетах корректоров уже не существует. Больше всего печалит, что значительной части читателей этот факт безразличен. Уже мало людей замечает слово «ложить», не только в устной речи, вместо «класть». А еще меньше тех, кто еще неравнодушен к хорошему русскому языку. Грустно, что прекрасный по мелодике и звучанию язык становится грубым, негармоничным, отталкивающим. Население нашей страны в общей массе отучилось выражать свои мысли и излагать их на бумаге.

 

90 лет назад с неграмотностью боролись, а сейчас ей… сочувствуют


В послереволюционной России борьба с безграмотностью была поставлена на контроль новой власти. Создавались всевозможные объединения по ликбезу. Подключали к этой работе даже пионеров. Почин был подхвачен писателями, поэтами. В кино показывали документальные кадры с «войны» с безграмотностью. Стены домов пестрели агитационными плакатами. Классик советской детской литературы С.Я. Маршак в произведении «Кот и лодыри» писал:


А теперь без грамоты
Пропадешь,
Далеко без грамоты
Не уйдешь.
Не попить без грамоты,
Не поесть,
На воротах номера
Не прочесть!


Выпускникам разрешат оставаться неграмотными?


В начале сентября многие издания обсуждали высказывание министра образования Дмитрия Ливанова. Министр заявил о том, что ставить оценку за грамотность в выпуском сочинении 11-классникам не нужно. Что «это сковывает, человек боится сделать ошибку и пишет совсем не так, как мог бы или хотел». А целью сочинения является «проверка способности человека самостоятельно мыслить, аргументировать свои выводы с опорой на литературные произведения как русской, так и мировой литературы, как входящие в школьную программу, так и выходящие за ее рамки». Население отреагировало сразу и практически единодушно. Люди стали говорить, что подобная «доброта» – вредительство, что нельзя не оценивать грамотность. Ведь грамотность российских школьников в последние годы и так стремительно падает. И вместо того, чтобы повышать уровень знаний, в стране снизили минимальный «проходной балл» ЕГЭ по русскому языку с 36 до 24 баллов. Оставив в старших классах один урок литературы в неделю, трудно требовать от школьников грамотности и любви к своему родному языку.
Грамотность – это не только знание родного языка. Нельзя слыть грамотным не зная хотя бы азов точных наук. На первый взгляд кажется, что существуют лишние знания. Но через некоторое время выясняется, что знания эти– отнюдь не лишние.


Откуда взялся День учителя?


Каждый год, в День учителя, все школы нашей страны утопают в цветах, а в Кремлевском дворце торжественно избирается учитель года. С 1994 года отечественный праздник приурочен к Всемирному дню учителя – и отмечается 5 октября. Раньше, в советскую эпоху, День учителя отмечали в первое воскресенье этого месяца. Кое-где в бывших республиках СССР профессиональный праздник переносить не стали – и по-прежнему поздравляют учителей в первое октябрьское воскресенье.
А началось все с того, что в СССР по Указу Президиума Верховного Совета от 29 сентября 1965 года был учрежден праздник преподавателей. Он ежегодно выпадал на выходной – но всегда торжественно отмечался в субботу. К празднику приурочивали выпуски школьных стенгазет. Учителя выбирали из них лучшую – и размещали ее в холле школы, чтобы ее мог увидеть каждый. В день учителя проходили и праздничные концерты, и классные «огоньки». Ушлые ученики знали, что в этот день им простят и невыученные уроки, и некоторые шалости.
Всемирный день учителя – 5 октября – был учрежден ООН в 1994 году. Отмечают его более сотни стран. День 5 октября выбрали потому, что в 1966 году ЮНЕСКО и Международная организация труда на межправительственной конференции в Париже приняли Рекомендательное постановление «О положении учителей». Это был первый международный документ о правовом статусе работников образования, где закрепили и права и обязанности учителей, и международные нормы, касающиеся их подготовки, повышения квалификации, условий труда и правил приема на работу. Появилось определение «учитель» - «педагог, обучающий и воспитывающий детей в начальных и средних школах». Государствам дали специальные рекомендации о том, как выстраивать систему образования. В этих рекомендациях описаны цели и политика в области образования, порядок подготовки учителей, сказано о важности профессионализма педагогов.


«Инвестируйте в будущее, инвестируйте в учителей»


Международные организации постарались защитить учителей планеты. Они запретили препятствовать школьным педагогам создавать семьи и заводить детей – и, напротив, рекомендовали всячески помогать женщинам-учителям в этих важных вопросах: организовывать детские сады, брать жену-педагога и мужа-педагога на работу в одну и ту же школу, давать возможность переводиться в другие учебные заведения.

Таким образом, Всемирный день учителя приурочен к дате принятия первого международного документа, регламентирующего условия труда учителей. Праздник проходит под эгидой международной федерации профсоюзов учителей и объединяет более 400 организаций из 172 стран. «Инвестируйте в будущее, инвестируйте в учителей» – вот девиз Всемирного дня учителя в 2014 году. Ведь большинству из нас известно, что профессия учителя уже не настолько уважаема в обществе, как это было вплоть до «перестройки». Заниматься обучением детей не популярно, не престижно и в большинстве случаев – не денежно. Более того, неуважение к профессии учителя и нежелание специалистов идти в школу вовсе не является российской национальной проблемой. Дефицит педагогов есть во многих странах. Планете не хватает более 5 миллионов преподавателей. Если не разрешить этот вопрос, со временем может получиться так, что учить детей будет некому. Сегодня многие учителя, к сожалению, не располагают нужной квалификацией. Поэтому предоставить знания и поддержку учителю – действительно ценнейшая инвестиция в будущее.

В замечательном двухсерийном фильме «Приключения Буратино» есть диалог между трактирщиком и деревянным человечком:
- Ты что, никогда не учился в школе?
- Нет, никогда…
- Как ты меня обрадовал, Буратино. Так, подсчитаем: 3 сольдо +3 сольдо = 10 сольдо, так?
- Так.
- Ну а 10 сольдо + 5 сольдо = 100 сольдо, так?
- Так.
- А раз так, синьор Буратино, с вас причитается 5 золотых.

Чтобы дети в будущем не платили за «три корочки хлеба» 5 золотых, и необходимы учителя. Учителя, которых в школе ученики не всегда любят – а иногда и вовсе злятся на них, подкладывают кнопки на сиденья, подпиливают ножки стульев. Нет предела детской фантазии, которая иногда становится жестокостью. Но потом, во взрослой жизни, мы ох как часто вспоминаем этих же учителей. С благодарностью – а иногда и с любовью.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram