Октябрь пришел в Донецк вместе с мягким шепотом золотой листвы и ослепительно ярким солнцем. Идеальный день для начала нового учебного года, которое в Донецке было назначено на 1 октября. Знаете, многие не верили, но школы в городе все-таки открылись.
Более того, накануне всем педработникам Донецка были выданы давно обещанные деньги. Отстояв многочасовую очередь, сидящие три месяца без зарплат учителя получили свои аккуратненькие пачечки гривен. Техперсоналу полагалось по две тысячи гривен, учителям – по три (соответственно 6 и 9 тысяч рублей). В ДНР это назвали социальным пособием за сентябрь. Кто-то считает это унижением, но многие рады хотя бы чему-то, потому как других источников доходов у людей нет. А вообще, три тысячи наличными – для Донецка сейчас большие деньги.
В общем, для многих семей 1 октября стало настоящим праздником. Люди устали от войны, а школьный звонок – верная примета мирной жизни. Вроде как все с возвращением в город этой заливистой трели должно стать на свои места, сделаться «таким как раньше».
«Как раньше» – об этом сейчас мечтают все жители шахтерской столицы. И когда с утра к школам потянулись нарядные детишки с букетами цветов, у многих на душе потеплело. Увы, тихим это утро назвать было нельзя. Несколько последних дней в Киевском районе, прилегающем к аэропорту, идет настоящая война.
Под эти звуки канонады шли в школу донецкие дети.
К слову, город по степени опасности для жизни разделили на сектора. В «зеленых» районах открылись практически все школы, кроме тех, что были разрушены артиллерийскими обстрелами. А вот в «красных» зонах, где продолжаются боевые действия, детей решили перевести на дистанционное обучение. Временно – утверждает новое местное министерское начальство.
Нужно сказать, что саму ребятню «звуки войны» совсем не угнетали. Соскучившиеся по веселой школьной жизни, по товарищам и подружкам, детишки вприпрыжку спешили в школу. С радостью шел на первый в своей жизни школьный звонок сынишка нашей сотрудницы, первоклашка Андрюшка. Благо они относятся к «зеленой» зоне. У Андрюшки все будет хорошо. Его расстраивает только то, что уроки начинаются слишком рано – непривычно ему так вставать.
Некоторые учебные заведения организовали традиционные линейки, другие провели торжественные мероприятия в актовых залах. Веселое «Учат в школе, учат в школе…» из стареньких магнитофонов заглушало отдаленные артиллерийские раскаты.
В тот момент еще никто не знал, что пока они тут радостно поют и пляшут, где-то уже погибли люди…
До этого дня мало кто знал, где в Донецке находится 57-я школа. Теперь о ней только и говорят. Вообще, это одно из лучших в Киевском районе учебных заведений находится в «красной» зоне, и оно не должно было открыться. Кто из чиновников решил иначе – еще предстоит разобраться. Но школа распахнула двери для учащихся. Одна моя коллега, в свое время окончившая 57-ю, а потом работавшая там учительницей русского языка, все утро обзванивала знакомых: не ведите детей, это опасно. Но к ней мало кто прислушался. Дети так хотели праздника!
…Беда случилась, когда торжественная линейка уже закончилась и учеников развели по классам. Только начался урок – вокруг школы задрожала земля, послышались близкие взрывы. С улицы в аудитории вбегали перепуганные родители, дети тоже испугались. Благо учителя быстро сориентировались (стреляные уже!) и вывели всех в подвал.
Скоро начался настоящий ад. Снаряды рвались рядом со школой, взрывной волной выбило стекла, покорежило рамы. Осколками снарядов убило преподавателя и троих родителей. Труп 49-летнего учителя биологии лежал в коридоре, в луже крови.
Хлюпали носом дети, рыдали учителя. Напуганные и замерзшие, они сидели в подвале, пока не прекратился обстрел. Здесь же, в эпицентре этих событий, оказалась и наша сотрудница, которая привела на первый звонок братишку. Поговорить с ней по телефону удалось только вечером. Связь рвется, заряд на ее мобильном заканчивается, а электричества в этой «красной» зоне уже два дня как нет – в результате обстрелов повреждено огромное количество подстанций. Когда их отремонтируют – неясно. Но Настя успевает рассказать, что было очень страшно, когда вокруг стало все взрываться. Они с мамой чудом успели заскочить в здание, которые спасло их от осколков. И нашли своего мальчика. Повезло. Потому что другие родители, не ставшие дожидаться детей, а ушедшие домой, все это время сходили с ума от неизвестности.
Подогнали автобусы, стали вывозить ребятню из зоны обстрела. Какого-то малыша без родителей, не разобравшись, отправили вместе с очередной партией. Он потерялся. Мама три часа разыскивала сынишку. В общем, нерадостное получилось начало учебного года.
Известие об обстрелянной школе быстро разнеслось по городу. В социальных сетях разгорелась дискуссия – кто виноват? Учителя, настойчиво приглашавшие своих подопечных в родные пенаты? Родители, которые, вопреки здравому смыслу, таки повели туда детей? Сегодня и те и другие в шоке. Занятия в школах, близких к зоне военных действий, отменены до 6 октября. По работе пострадавшей 57-й и расположенной недалеко от нее 19-й – вообще один большой вопрос. Женщины-преподаватели из тех, с кем довелось пообщаться, говорят, что не пойдут на работу – жизнь дороже. От многих родителей тоже услышала: в школу – не пущу. Им, по-хорошему, всем положено пообщаться с психологом, особенно детям. Но где его взять, когда вокруг война?
Сейчас решается вопрос о том, чтобы наладить процесс дистанционного обучения. Но как это будет выглядеть, пока никто не знает.
А в Донецке продолжается война. С утра снова начался штурм аэропорта. Под звуки артиллерии прячутся в подвалах те, кто так надеялся на мир. Под эти звуки сегодня буду хоронить тех, кто погиб вчера на пороге школы.