В Петербурге начали разметку для платных парковок в центре города. Процесс затрагивает интересы как автомобилистов, так и пешеходов. Уже слышны гневные отповеди и одобрительные призывы в стиле «давно пора!». На чьей стороне правда и решат ли платные парковки проблему пробок?
К вопросу транспортной разгрузки центра Петербурга городские власти возвращаются практически каждый год. Летом 2013-го в Смольном решили воплотить в жизнь стародавнюю идею платных парковок, которые на самом деле в историческом центре уже есть, но их, по данным СПб ГУП «Городской центр автостоянок и гаражей», всего четыре: около БКЗ «Октябрьский», рядом с Александрийским театром и две стоянки недалеко от площади Восстания. Остальное пространство теоретически, хотя бы на ограниченное время, парковкой быть может, конечно, за исключением тех мест, где парковаться запрещено совсем.
Практическая реализация прошлогодних решений пока ознаменовалась лишь пробным вариантом на улице Караванной. Правда, там сделали только разметку под платную автостоянку и установили специальные автоматы (их называют ещё «паркоматами») и пока денег с паркующихся автомобилистов не берут. К тому же тарифы до сих пор неизвестны.
В ближайшие два года городские власти хотели бы создать в центральных районах Петербурга сеть платных парковок на 65 тыс. мест. На воплощение этих планов в жизнь, по предварительным подсчётам, понадобится до 5 млрд. рублей.
Итак, первая ласточка на Караванной. За ней последуют другие: до 5 октября дорожники работают на набережной Фонтанки, на улицах Моховая, Маяковского, Белинского, Кирочная и Пестеля. Пока только наносят разметку и устанавливают автоматы. Платными эти пространства, по информации комитета по строительству, станут в первом квартале будущего года.
Все работы по разметке стараются проводить ночью. Автомобилистов уже предупредили, что машины, мешающие проведению работ, будут эвакуированы. Дирекция по организации дорожного движения попросила ГИБДД по возможности не увозить личный транспорт на штрафстоянку, а переставлять в специально отведённые места – процесс зависит от конкретных людей на местах.
Недовольных много. Эвакуация транспорта возмущает автомобилистов давно: в первую очередь водители негодуют из-за того, что эвакуаторы сами провоцируют создание пробок, причём куда больших, чем из-за припаркованных машин. Во-вторых – не секрет, что подобная очистка улиц стала своего рода бизнесом, детали которого хорошо известны «участникам игры».
Понятно, что теперь возмущений ещё больше, однако в целом создание платных парковок и рядовые горожане, и эксперты одобряют. Например, гендиректор Петербургского бюро транспортной информации Евгения Титова считает, что город, вне всяких сомнений, созрел для создания платных стоянок, и люди, которые здесь работают, давно «готовы платить за удобство и комфорт». Кроме того, по словам Евгении Титовой, заплатить за парковку намного дешевле, чем «отдавать по шесть тысяч за эвакуатор».
С ней согласен руководитель организации «Петербуржцы за общественный транспорт» Владимир Фёдоров, который говорит, что ввод платных парковок должен демотивировать водителей пользоваться личным транспортом для поездок в офис.
Эту точку зрения член координационного совета организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов разделяет, но с большими поправками. По его мнению, проблему пробок платные парковки не решат, и вообще весь проект он считает сырым и непродуманным. Александр Холодов указывает, что до сих пор не урегулирован вопрос паркования вдоль тротуаров и здесь очень много путаницы и произвола со стороны эвакуаторов.
И действительно, непонятно, как решат проблему пробок платные парковки. Взять, например, улицу Маяковского. От Невского до Кирочной на протяжении двух километров эта улица плотно уставлена машинами по обе стороны. Из-за этого её проезжая часть настолько сужена, что водителям, для того чтобы разъехаться, порою приходится складывать зеркала. Пешеходы идут по Маяковского гораздо быстрее, чем движутся по ней автомобили. И от того, что в будущем стоящие на ней автомобили будут парковаться за деньги, ситуация с пробками не изменится. Как правило, большинство стоящих вдоль тротуаров машин дожидаются своих хозяев на протяжении всего рабочего дня. И таких примеров – сотни.
Учёный-урбанист Максим Шпаковский также считает идею платных парковок здравой и давно назревшей, но проблемы пробок она, убеждён эксперт, не решит – для этого надо проводить более масштабный объём работ. Он уверен, что единственный путь для Петербурга – это делать его более дружелюбным по отношению к пешеходам ещё – и развитие общественного транспорта.
Очень часто специалисты ссылаются на европейский опыт. Действительно, платные парковки во многих странах Европы стали привычным явлением ещё полвека назад. Однако не во всех городах подобного рода меры помогли избавиться от запруженности улиц и тем более от пробок. К примеру, в Париже транспортная теснота в центре – это уже почти традиция, а там плата за парковку введена с начала шестидесятых повсеместно.
По данным международного агентства INRIX, петербуржцы проводят в пробках больше времени, чем другие жители европейских столиц. В городе даже появилась новая услуга - кофе в пробках. Куда больших успехов достигли в соседнем Хельсинки, где большая часть личных автомобилей паркуется в подземных гаражах или в специально отведённых боксах. При этом стоимость парковки в Финляндии одна из самых высоких в Европе – до 4 евро (200 рублей) в час.
Подземные парковки в центральной части Петербурга – и дорого, и хлопотно, да и с грунтами существует проблема. Но, быть может, стоит более пристально заглянуть во внутридворовые пространства города? Сейчас в центре въезд во дворы, как правило, закрыт. Однако не исключено, что в каком-то дворе, например с 9 до 18 часов, найдётся несколько мест для платной парковки автомобилей тех, что работает поблизости. Более того, человек может взять это место в аренду на определённые часы. Причём на длительный строк и платить за месяц вперёд, зная, что, приехав на службу, он не будет нервничать с поиском места для машины. Даже если удастся таким образом убрать на рабочие часы несколько машин с проезжей части, проехать по той же Маяковской будет гораздо легче. Управляющим компаниям и муниципальным властям, возможно, есть над чем тут подумать. Лишней, как говорится, копеечка не бывает.
Горожане, идущие сегодня по Караванной, безусловно, останавливают свои любопытные взгляды на новеньких терминалах для оплаты парковки. Сколько будет стоить парковка у нас в Петербурге, пока неизвестно. Цифры назывались самые разные: от 30 до 100 рублей в час. В любом случае всё будет зависеть от конкретного места. Цена временной стоянки – вопрос пока что открытый. А вот на воплощение этого замысла в жизнь, напомним ещё раз, потребуется 5 млрд. рублей.