Пользователей мобильных телефонов все активнее мотивируют переходить на пакетные тарифы (то есть такие тарифы, которые предполагают фиксированную абонентскую плату за определенный набор услуг, а не снятие денег со счета по факту разговора или отправки сообщения). Ради этого операторы даже поднимают цены на старые, преимущественно «голосовые» тарифы – либо наоборот, привлекают к себе новых абонентов, устраивая акции на пакетных предложениях.
Так, в августе «Вымпелком» повысил цены на ряде тарифных планов в Центральном, Южном и Северо-Кавказском федеральных округах: цена одной минуты разговора выросла в среднем на 20-30 копеек. Изменения коснутся тех волгоградцев, которые пользуются тарифами из линеек «Мой Билайн», «Все друзья» и «Сенсация» (дорожает на 10 копеек первая минута разговора: с 0,95 до 1,05 руб.), а также абонентов тарифного плана «Косим цены» (теперь он оплачивается не посекундно, а поминутно). Как отмечает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева, оператор вносит такие изменения в архивные тарифы не чаще, чем раз в полгода. «При этом абоненты могут бесплатно сменить тарифный план», – заверяет она.
МТС и «Мегафон» пока не планируют повышения цен на своих основных тарифах. Даже наоборот: 3 сентября тарифный план «Супер МТС» по Волгоградской области обновился таким образом, что стал немного дешевле. Если говорить точнее, то в рамках этого тарифа добавилась новая опция: подключаясь или переходя на него, абонент в течение 30 дней получает льготную стоимость звонков на мобильные телефоны абонентам других сетей и на городские номера домашнего региона (0,75 руб./мин. с услугой «Выгодные звонки»). Отрываясь от конкурентов за счет низкой цены, МТС к тому же включает в бесплатный 20-минутный пакет не только внутрисетевые звонки, но и вызовы на городские телефоны МТС. Кроме этой «поблажки» на тарифе действует льготная цена на звонки абонентам других операторов Волгоградской области при нахождении в льготной зоне (исключение составляют Волгоград, Волжский и несколько районов). Льготная стоимость 0,65 руб./мин.
Льготные условия перехода на тариф «Все включено S» до середины октября действуют и в «Мегафоне»: делается это с целью привлечь тех пользователей, которые активнее используют услуги передачи данных. Именно на них делают ставку все мобильные операторы сейчас, но кто-то применяет тактику, условно говоря, «заманивания», а кто-то – напротив, «выкуривает» пользователей старых тарифных планов.
Согласно данным по итогам I квартала 2014 г., у МТС – самая дешевая минута разговора среди трех «грандов»: 0,89 руб., причем первенство по этому показателю компания удерживает уже три года, подчеркивает представитель компании Дмитрий Солодовников в интервью газете «Ведомости». У «Мегафона» и «Вымпелкома» цены немного выше – 0,95 и 1,05 руб. за минуту разговора, соответственно (по отчетности за апрель – июнь 2014 г.). К следующему кварталу «Вымпелком», похоже, еще немного «просядет» по этому показателю.
Постепенно телекоммуникационные операторы начинают терять на выручке от голосовой связи: все больше пользователей «уходят» в мобильный Интернет, звонки совершая при помощи Skype или Viber, а сообщения отправляя через соцсети или программы вроде WhatsApp. До недавнего времени потери операторов от подобного подхода не были существенными, однако сейчас – особенно в свете распространения по России сетей и устройств «четвертого поколения» – операторы «подстилают соломку».
Тот же «Билайн» («Вымпелком») теряет выручку на протяжении трех кварталов подряд (если сравнить II квартал 2014 года с аналогичным периодом 2013-го, то падение составило целых 7%). Повышение цен в сочетании с привлечением внимания к пакетным тарифам и услугам передачи данных – способ компенсировать потери.
Герман СЕРГЕЕВ