Каждый год, особенно летом, железная дорога немало терпит от желающих «позабавиться» или что-то похитить. Первые – как правило, мающиеся от безделья и любопытства школьники – притаскивают на рельсы старую арматуру, камни или мусор с близлежащих свалок, пытаясь создать препятствие на пути состава. Вторые воруют металлолом – чтобы затем продать.
В 2014-м и число актов незаконного вмешательства, и количество хищений на железных дорогах Волгоградской области снизилось по сравнению с предыдущими годами. На Приволжской железной дороге такую динамику связывают с двумя факторами: во-первых, с профилактической работой, а во-вторых, с повышением бдительности не только железнодорожников, но и простых граждан.
Так, за восемь месяцев этого года зафиксировано 45 актов незаконного вмешательства в работу железной дороги – в 2013-м эта цифра достигала 51-ого. Кто-то скажет, что шесть случаев – разница не существенная, но надо понимать: каждый подобный акт может привести к нештатным ситуациям, а значит, к возможным травмам или потере ценных грузов. Минус шесть подобных случаев – это, возможно, несколько предупрежденных травм и миллион-другой сохраненных рублей.
Среди этих 45-ти случаев – 11 наложений посторонних предметов на пути (против 14-ти годом ранее). Например, поздно ночью 24 июля машинист одного из поездов заметил лежащую на рельсах железную бочку. При хорошей погоде видимость из кабины машиниста составляет около километра – и, как правило, этого впритык хватает, чтобы остановить поезд на средней скорости. А если на улице туман или дождь? Если скорость движения чуть выше обычного? Если машинист отвлекся и поздно заметил посторонний предмет?
– Одна из проблем для нас в том, что подобные преступления, как правило, трудно раскрываемые, – поясняет начальник Волгоградского отдела Приволжского регионального центра безопасности ОАО «РЖД» Владимир Гуров. – Свалки или старые гаражи с хламом часто находятся недалеко от железной дороги – кто-то притащил лом, бросил на пути и исчез, спрятался. Будь вдоль путей меньше мусора, вероятно, это помогло бы. Полосу отвода мы всегда убираем, но дальше это уже территория, за которой должны следить жители и местная власть.
Кроме того, с января по август отмечено 13 случаев разоборудования путей и 20 повреждений устройств сигнализации, централизации и блокировки (за аналогичный период 2013 года – 3 и 33 соответственно). Зачем спрашивается это делать? Вспоминается чеховский «Злоумышленник»: « - Для чего тебе понадобилась эта гайка? - Гайка-то? Мы из гаек грузила делаем! Нешто, ваше благородие, можно без грузила?». За сто двадцать лет ничего не поменялось, становится ясно из раскрытых случаев: «хозяйственные нужды», «хотели узнать, что будет, если…».
Декабрьские теракты в Волгограде привели к тому, что досмотры на вокзалах и станциях стали более тщательными, а отношение к забытым вещам – вдвойне осторожным. В итоге за восемь месяцев в ходе досмотра пассажиров обнаружено две единицы огнестрельного оружия, 78 патронов и одна граната (все это – без разрешительных документов). 18 раз на железнодорожных объектах Волгоградской области обнаруживали подозрительные предметы (за январь-август 2013-го таких случаев было всего 8).
- Каждая подобная ситуация очень затратна по времени и ресурсам: нужно оцепить территорию, вызвать специалиста-кинолога, соблюсти все меры предосторожности. Такова цена безопасности, – рассказывает Владимир Гуров.
Снизилось в этом году и число хищений на железных дорогах региона: 181 против 225, то есть на 20% меньше. Ущерб же от этих правонарушений стал меньше на целых 66%: в 2013 году Приволжская железная дорога потеряла от подобных действий 5,2 млн руб., в 2014-м – 1,8 млн. Единственный сегмент, в котором число хищений выросло, – это цветные металлы: с 26 до 39. То ли жить люди стали хуже, то ли цены на цветмет выросли? Краж черного металла стало меньше (32 против 52), равно как и материалов и деталей верхнего строения пути – рельсов, шпал, накладок, болтов (95 против 136).
И вмешательство в работу железной дороги, и кражи – это серьезная угроза безопасности движения. Помочь предотвратить нештатные ситуации можем мы сами – например, увидев неизвестных людей без специальной униформы, копающихся в путях, и позвонив в полицию или на ближайшую станцию.
– Хотелось бы обратиться с просьбой к населению – не вмешиваться в работу железной дороги и оказывать содействие в том, чтобы и другие не вмешивались! Совместная деятельность железнодорожников, правоохранительных органов и самих граждан уже приносит свои плоды, но расслабляться еще рано! Тридцать лет назад тоже были случаи вредительства и хищения – и среди них почти не было нераскрытых. И такая задача сегодня стоит перед нами,– отметил Владимир Гуров.