У нас в Санкт-Петербурге состоялся Пятый Международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни». Конгресс приобретает все большее признание, играет заметную роль в решении вопросов обеспечения безопасности на дорогах. Рекомендации из итоговых документов предыдущих конгрессов успешно реализуются в государствах СНГ.
В отличие от практики прошлых лет, нынешнему пленарному заседанию предшествовали дискуссии в рамках «круглых столов». Такая форма работы позволяет не упустить ни одного важного предложения, ни одной рекомендации или идеи, все они отражены в итоговых документах Конгресса.
В настоящее время особое внимание уделяется организации безопасного движения в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь. Местные участники дорожного движения адаптируются к основам российского законодательства, действующим в стране правилам дорожного движения. Благодаря разработке особого комплекса мер, этот процесс проходит быстро и безболезненно.
За последние годы в сфере безопасности дорожного движения проделана большая работа. Однако аварийность на транспорте по-прежнему наносит огромный материальный и моральный ущерб. Ежегодно в России в результате ДТП погибают почти 30 тысяч человек и получают ранения более 250 тысяч граждан. То есть объем проводимой сегодня предупредительной работы, к сожалению, недостаточен.
Одним из способов повышения эффективности профилактики ДТП может стать привлечение молодых людей к проведению регулярных тематических пропагандистских, информационных кампаний, различных уличных акций. В России, как и во многих других странах, в связи с ростом уровня автомобилизации растет число молодых граждан, желающих получить водительские права. Однако их подготовка оставляет желать лучшего: более 80 процентов происшествий происходит по вине молодых и начинающих водителей.
Решение проблем обеспечения безопасности молодых людей на дорогах требует комплексного подхода, профессионализма и четкой координации действий. Надо более активно поддерживать массовые молодежные организации и движения, помогающие обеспечить безопасность на дорогах, а также продолжить формирование единой системы обучения молодых людей до 18 лет безопасному участию в дорожном движении.
Для этого необходимо шире использовать возможности образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, ДОСААФ и других общественных организаций. А законодательство о молодежных объединениях необходимо дополнить, усилив в нем аспекты, способствующие обеспечению безопасности на дорогах молодых людей.
Благодаря позиции членов Совета Федерации, решение правовых проблем в сфере обеспечения безопасности на дорогах ускорилось. К настоящему времени утверждены новые программы подготовки водителей, впервые урегулированы вопросы обучения водителей мопедов и скутеров. Наша ближайшая задача – добиться коренного перелома в поведении молодежи на дорогах, чтобы каждый молодой человек не только знал и четко соблюдал правила дорожного движения, но и был примером для других.
Также мы намерены поддержать новые инициативы в сфере организации и функционирования системы медицинской помощи на дорогах. Это касается повышения качества и оперативности оказания помощи на месте ДТП, в стационарных учреждениях и межрайонных травматологических центрах. Развитие медицинской помощи должно максимально приблизить специализированную помощь к пострадавшему на дорогах.
К решению задач обеспечения безопасности дорожного движения следует активнее привлекать институты гражданского общества. Члены Совета Федерации выступили инициаторами законопроекта о добровольчестве (волонтёрстве). Закон должен создать правовую основу для функционирования данного общественного института в России.
Все направления работы в области обеспечения безопасности на дорогах требуют законодательного закрепления не только на уровне отдельных государств, но и на межнациональном уровне. Нам жизненно необходим модельный закон государств-участников СНГ «О безопасности дорожного движения». Совместная работа над его проектом уже началась.
Все конструктивные предложения и идеи отображены в итоговой декларации Конгресса, и впоследствии помогут нам в законотворческой деятельности.
Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации, председатель Совета МПА СНГ