Поход легендарного крейсера «Аврора» к месту, где корабль будут ремонтировать, вызвал в Петербурге самый настоящий ажиотаж. За процессом транспортировки наблюдали десятки тысяч горожан. Люди заполнили набережные, стрелку Васильевского острова, пляж Петропавловской крепости, некоторые взбирались даже на деревья, чтобы лучше следить за происходящим. Крейсер провожали автомобильными и корабельными гудками, а в акватории Невы и Финского залива его сопровождали десятки маломерных судов и яхт – подобного энтузиазма, во многом стихийного и не организованного, не наблюдалось уже давно. Если ремонт пройдёт нормально, то через два месяца праздник может повториться и «Аврора» вернётся на место привычной стоянки. На этом обновление крейсера не закончится. Причём обновление не только техническое...
Не секрет, что «Аврора» уже давно нуждается в ремонте. Почти 30 лет крейсер не отправляли в доки, пошли слухи, что корабль буквально врос в набережную и самостоятельно держаться на воде уже не может – в минувшее воскресенье этот миф удалось развенчать.
Правда, от набережной судно действительно пришлось «отпиливать». Дело в том, что с сушей крейсер соединял трап весом 23 тонны, и вот он-то как раз и врос в Петроградскую набережную. «Это непростой трап. Это трап-мост. Под ним все коммуникации, которыми «Аврора» соединена с берегом, – это вода, отопление, кабели питания, канализация», – пояснил журналистам незадолго до транспортировки корабля председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, советник губернатора по проблемам крейсера «Аврора» Игорь Курдин.
По словам директора Центрального военно-морского музея Руслана Нехая, проведение работ, как никогда, своевременно, тянуть дальше было нельзя. Руслан Нехай пояснил, что ремонт будет проходить в три этапа. Первый этап – доковый.
Запланированное время докового ремонта корабля – 45 суток. Об этом на встрече с журналистами заявил врио директора 33-го судоремонтного завода Илья Самарин. Именно этому предприятию, расположенному в Кронштадте, доверили восстановление судна.
Примерно через месяц после начала работ станет точно известно, вернётся в ноябре «Аврора» на Петровскую набережную или ей придётся зимовать у причальной стенки Кронштадтского завода. Как объяснил начальник управления культуры Минобороны РФ Антон Губанков, примерно столько времени потребуется на проведение всех обследований и составление перечня дефектов. После этого будет обозначена точная дата. Тем не менее специалисты оборонного предприятия уверены, что до начала ледостава крейсер в город вернётся.
Кстати, одновременно с ремонтными работами в Кроштадте подлатают и обновят Петровскую набережную – ремонт уже начался. По словам зампредседателя КРТИ Виктора Васильева, в том месте, где стоял корабль, заменят плиты и парапет. Само собой, для движения часть набережной будет закрыта, но уже к ноябрю городские власти обещают всё закончить.
Итак, первый этап ремонтных работ стартовал. Второй этап – укрепление живучести и пожарная безопасность – запланирован на 2015 год. Напомним, что контракт на сервисное обслуживание и ремонт «Авроры» с 33-м судоремонтным заводом заключён на три года.
Третий и четвёртый этапы будут связаны с обновлением экспозиции и воссозданием ряда исторических элементов. И вот здесь могут произойти перемены очень серьёзные.
Как именно будет меняться экспозиция на «Авроре», пока неизвестно. Пролить свет на грядущее обновление не могут ни сотрудники Военно-морского музея, ни представители общественных организаций. Ясно лишь одно: революции станет гораздо меньше, а достижений в борьбе с внешними врагами – намного больше.
Идеологическая составляющая нынешней экспозиции не устраивает власти, так как Октябрьская революция уже не воспринимается ими как выдающееся достижение и «начало новой эры». Теперь крейсер станет прежде всего памятником славы Военно-морского флота, а отнюдь не символом свержения царского режима. Конечно, представители старшего поколения прекрасно понимают, что почётную стоянку у Петровской набережной «Аврора» заслужила благодаря знаменитому выстрелу по Зимнему дворцу (стреляли, кстати, не от Петроградской набережной, а от набережной Лейтенанта Шмидта), а не в результате заслуг в Русско-японской войне. Однако революционная тематика пугает и провоцирует, а боевая слава, наоборот, успокаивает и настраивает на патриотический лад, предполагающий комфортное единение воодушевлённых граждан. Пример подобного воодушевления можно было наблюдать в минувшее воскресенье – 21 сентября.
Само по себе зрелище – плывущий по Неве легендарный крейсер – впечатлило многих: люди махали вслед кораблю, кто-то даже плакал, а образовавшиеся автомобильные пробки не стали причиной для конфликтов и раздражения. Мешанина в исторических причинах, смыслах и символах не помешала всплеску вполне искренних народных чувств. Горожан, наблюдавших за транспортировкой «Авроры», прежде всего переполняла нежность по отношению к старинному кораблю, который так робко следует на буксире к месту временной стоянки. А в кого и когда он стрелял, петербуржцев, судя по всему, уже не очень волнует.