На Донбассе по-прежнему неспокойно. Несмотря на объявленное перемирие, армия Украины продолжает обстрелы Донецка. Пытаясь принести в регион долгожданный мир, Москва ведёт сложную геополитическую игру. Что же сейчас происходит на востоке Украины? Какое будущее ждёт Новороссию? На вопросы «АН» ответил Олег Царёв – руководитель парламента Новороссии.
- Многие в России считают, что перемирие Новороссии с Киевом долго не продлится – боевые действия скоро возобновятся. Вы верите в долгий мир с нынешними властями Украины?
– Мы должны сделать всё для того, чтобы люди перестали умирать. Я считаю, что мы уже победили. Победили тогда, когда не сдали Донецк и Луганск, которые были практически окружены. Они рассчитывали, что мы дрогнем, а мы не дрогнули.
Даже если бы я верил в долгий мир, мы всё равно должны были бы укреплять обороноспособность. Если мы этого не сделаем, то, без сомнения, на Новороссию нападут. Запад спокойно посмотрит на нарушение Киевом соглашения. Украинская власть уже неоднократно нарушала подобные перемирия. В самом конце июня Порошенко воспользовался прекращением огня и провёл ротацию войск и техники. Скопил силы, и мы потеряли Славянск и чуть не потеряли Донецкую область.
– Что же сейчас ждёт Славянск, Краматорск, Мариуполь? Где пройдут границы Новороссии?
– По нашим законам территория республики находится в административных границах Донецкой и Луганской областей. Мы считаем, что сейчас часть Новороссии оккупирована Украиной. Поэтому мы требуем на переговорах, чтобы украинские войска ушли за эти границы. До чего договоримся – покажет время.
– Какие ещё требования к Киеву выдвигает Новороссия на переговорах? Говорят об особом статусе в составе Украины, некоей вооружённой автономии со своим гербом, флагом и гимном. Чего вы хотите добиться от Киева?
– Сейчас идут переговоры, чем они закончатся, говорить пока преждевременно. Мы ощущаем себя частью русского мира. Новороссия – это не только союз Донецкой и Луганской республик – это символ, идея. Мы хотим правды и справедливости. Это отличительная черта русской цивилизации.
Безусловно, жители Новороссии хотели бы жить в составе Российской Федерации. Но мы понимаем, что Россия сейчас не может нас принять – это практически невозможно. Надеемся, что когда-нибудь в будущем вопрос будет решён положительно. Всё, что зависит от нас, мы готовы сделать: присоединиться к Таможенному союзу и к Единому экономическому пространству.
– Способен ли президент Украины пойти на какой-то компромисс? Говорят, П. Порошенко – человек достаточно циничный, имеет большой бизнес в России и хочет прекратить войну. Но у него почти нет реальной власти. Партия войны в Киеве вместе с олигархами в случае уступок Новороссии буквально оторвёт ему голову.
– На Украине ни у кого нет полной власти. У президента достаточно узкий коридор для принятия решений – очень высока конкуренция со стороны Тимошенко, Коломойского и других. В Новороссии шутят, что Порошенко, как картошка: если «колорады» к осени не съедят, то его уберут. Если зимой не замёрзнет, то весной посадят.
Кроме того, Порошенко не самостоятельная фигура. Задолго до выборов его фактически назначили президентом в Госдепе США. Для того чтобы его протащить, очень долго разогревали в обществе антирусские настроения. Украинские СМИ занимались не честной журналистикой, а военной пропагандой. К тому же у нас есть большие сомнения в правильности подсчёта голосов на выборах.
– Что делать с другими городами востока Украины, где сильны пророссийские позиции? К примеру, с Харьковом, Одессой, Запорожьем? Говорят, в Харькове уже появились партизаны…
– Харьков, Днепропетровск, Запорожье, Одесса, Николаев, Херсон – мы готовы принять к себе эти регионы бывшей Украины. Более того, мы не возражаем, если к нам присоединятся и все остальные области Украины. Включая даже западные. Мы уверены, что наша Конституция идеально подходит для Украины.
– Конституцию принимал парламент Новороссии?
– Да. Донецкий и Луганский парламенты делегировали по 30 депутатов в парламент Новороссии. Всего 60 депутатов. Мы приняли Конституцию – за неё проголосовали все три парламента. По устройству Новороссия – конфедерация. Мы решили строить государство снизу.
Я изучал конституции многих стран. Я автор поправок к Конституции Украины, депутат четырёх созывов. Моё личное мнение – самая грамотная и продуманная конституция была во времена СССР. В ней не было жёсткой вертикали власти, были исполкомы, местные советы с большими полномочиями. После того как убрали главу про руководящую роль КПСС, она стала лучшей конституцией в мире. То, что мы в своё время отменили Конституцию УССР на территории Украины, было большой ошибкой. Последствия этого мы сейчас наблюдаем.
Конституция Новороссии учла все проблемы Украины. Мы уверены, что наше конфедеративное государство могло бы существовать, несмотря на культурные и другие противоречия.
– На каких ещё принципах будет строиться новая страна? Насколько быстро к вам могут присоединиться другие области Украины?
– Скорость этого процесса зависит от нескольких факторов. Первый – обороноспособность ополчения. Второй – как быстро мы сможем построить справедливое общество, в котором будут настоящее народовластие, свобода, равенство и братство всех народов. Где в политике не будет олигархов, и они не смогут определять, как руководить страной. Республику, где все права и деньги будут сосредоточены внизу – в местных советах. Страну, где армия чиновников будет работать на людей, а не наоборот. Как быстро мы сможем восстановить и запустить производство. Какой у нас будет уровень жизни.
Если мы сможем очень быстро преодолеть последствия войны, восстановить хозяйство на фоне экономического кризиса в Киеве, то другие регионы будут к нам присоединяться. Безусловно, мы понимаем, что наличие такой Новороссии рядом с Украиной будет её раскалывать. Поэтому неслучайно украинская власть бомбила и разрушала предприятия, инфраструктуру городов Донбасса. В Киеве тоже прекрасно понимают ситуацию и максимально усложняют нам задачу. Поэтому достижение мира играет нам на руку. У нас появляется возможность приступить к восстановлению нормальной жизни. Мы уверены, что сделаем это лучше, чем Украина. В этом смысле надо сохранить мир.
– Исполнительная власть уже сформирована? Будет ли у вас президент?
– В конфедерации не предусмотрено такого поста. Надеюсь, и не будет. Но следующий этап предусматривает формирование исполнительной власти.
– На своей последней пресс-конференции Игорь Стрелков заявил, что Новороссию пытается слить пятая колонна в Москве. Другие россияне жалуются на блокирование счетов, открытых для сбора средств для помощи Новороссии. Чувствуете ли вы какое-то противодействие от наших вредителей?
– Я ощущаю только помощь со всех сторон. Поэтому жаловаться на Россию грех. Но некоторые госструктуры и крупные предприниматели проводят странную политику. В частности, один из крупнейших российских госбанков ввёл для украинских бойцов, участвующих в АТО, льготную программу для получения кредитов. Проценты по кредитам они не платят, имеются и другие льготы.
После того как я озвучил эту информацию, она пропала с сайта банка. Но услуга продолжает оказываться. Я понимаю, что российские банки сейчас на Украине попали в сложную ситуацию. Но нельзя мотивировать украинцев на то, чтобы они шли воевать. Всё это выглядит удивительно. Да и не спасла такая политика этот банк от санкций Запада.
– Вы ждёте от России ещё какой-то дополнительной помощи?
– Я не представляю, как можно оказывать ещё большую помощь. Её границей является угроза возникновения Третьей мировой войны. Всё, что можно делать, но чтобы не началась большая война, Россия делает. Конечно, это не военная помощь.
– Где взять деньги для восстановления Донбасса, серьёзно пострадавшего от украинской армии? Киев раскошелится?
– Сейчас Донбасс платит налоги в украинский бюджет. При этом Украина не платит пенсии, зарплаты бюджетникам. Получается, мы поддерживаем украинскую экономику. Многие предприятия Донбасса работают с хорошей прибылью. Город Донецк перевыполняет план по поступлению в украинский бюджет на 104–105 процентов. Так что денег на Донбассе достаточно – мы можем прожить без Украины. Вот Украине без Донбасса будет очень тяжело. Но разрушения от обстрелов украинской армии очень серьёзные. Разрушено около 300 электроподстанций. Каждая из них – это десяток миллионов долларов.
– Планируете собирать налоги в свой бюджет?
– В перспективе – безусловно. Но сейчас это вопрос даже не завтрашнего дня. Это случится тогда, когда мы сможем наладить мирную жизнь.
– Появится ли у Новороссии собственная валюта? Говорят, что сейчас люди из Луганской республики ездят обналичивать свои зарплатные карты в Россию, потом меняют рубли на гривны.
– Согласно Конституции Новороссии мы можем вводить свою денежную единицу на территории Донецкой и Луганской республик. Но пока к этому этапу мы не подошли.
– Удалось ли справиться с проблемой семикомандирщины, установить единое командование для всех военных подразделений?
– У нас смеются: «Усмирять Донбасс отправили сначала боевиков с автоматами. Поэтому у ополчения появились автоматы. Потом послали танки – у ополченцев появились танки. Сейчас американцы отправляют в Чёрное море корабли. Зря они это делают». Так что командиры воевали достойно – они заслужили право, чтобы с ними считались. Их деятельность сейчас координируется, но единого командования Новороссии пока нет.
– Какая судьба ждёт предприятия империи Ахметова и его лично? Есть ли планы по национализации имущества олигархов?
– Надо просто убрать крупный бизнес от власти и поставить его в равные условия с малым и средним бизнесом. Олигархи должны платить одинаковые налоги, у них не должно быть никаких льгот. Поверьте, это будет для них самой большой проблемой.
Украина за 23 года стала олигархическим государством. Более 40 процентов валового национального продукта создаётся менее чем десятком фамилий. Они получили свои капиталы, разворовывая госсобственность. Объекты покупались за одну тысячную от настоящей цены. При этом не платились налоги, получались бюджетные заказы по завышенным ценам. Присоски на теле государства. Воровская экономика.
Неприватизированными остались только АЭС, железная дорога, порты и земля. Причём всё это Янукович планировал приватизировать во время своего второго президентского срока. Это и стало одной из причин бунта олигархов против него. Они не хотели, чтобы Янукович контролировал проведение последней приватизации. Боялись, что, получив эти активы, он станет самым большим олигархом.
– Не могли бы вы сделать прогноз будущего Украины? Что ждёт страну?
– Большой кризис. Общество словно под наркозом. Нет свободы слова. Нет возможности работать журналистам. Депутаты, которые собираются баллотироваться на выборах в Раду, уже формируют батальоны для защиты результатов выборов. Украина движется к тому, что у каждого олигарха будет своя армия. Отношения будут выясняться силовым путём. Средневековые бароны. Тот же Коломойский классический феодал. Украина откатывается в развитии и возвращается к феодализму.