Аргументы Недели → Общество № 34(426) от 11.09.2014

Пока не все дома

, 17:06

В разгар сезона участники туристического рынка лопаются один за другим. Старое народное правило покупать путёвки у известных брендов уже не срабатывает: к началу сентября с дистанции сошли одиннадцать туроператоров, включая старейшину рынка – фирму «Нева», а посредников никто и не считал. Обвал рынка в принципе ожидался: у него десяток объективных причин. Важнее, что нынешние банкроты продолжали собирать деньги с отдыхающих, зная, что обречены. А запоздалая реакция властей скорее добьёт рынок, чем наведёт на нём порядок.

Вечный гид

В Москве и Петербурге количество турфирм сокращалось последние лет пять. Да и если зайти в любую такую контору, там обычно квартируют тоска и безнадёга. Жители двух столиц давно разобрались, что путешествовать лучше без посредников: бронируешь отель, покупаешь билеты у лоукостеров, арендуешь машину в аэропорту прилёта. Цена выходит дешевле, а качество отдыха выше: нет обязательных нудных экскурсий, принудительных завозов в магазины и риска опоздать к автобусу группы.

– В Хорватии, например, добраться на такси из аэропорта Сплита в отель за 70 км и обратно стоит дороже, чем арендовать приличную машину на неделю, – говорит Павел Мошков, автор пособий по самостоятельным путешествиям. – Трёхкомнатные апартаменты с огромным балконом в первой линии Аликанте, в которых могут жить человек восемь, стоят дешевле, чем дабл в отеле. Слетать туда-обратно из Петербурга в Рио-де-Жанейро через Франкфурт можно за 22 тысячи, если за четыре месяца поймать билеты на распродажах. Путешественники со стажем давно научились во всём этом разбираться и убедились, что обмана при электронных сделках почти никогда не бывает. Их никаким калачом в турфирмы не заманишь.

Чаще всего посредники кормятся на непривычных к загранице туристах. Например, клиент не в ладу с компьютером или с английским языком. Люди пожилые не хотят суеты, связанной с самостоятельными путешествиями. Родители с маленькими детьми боятся непредвиденных ситуаций.

– Ещё сохранились направления, куда самостоятельно соваться нет смысла, – говорит сотрудник туристической фирмы Ольга Самсонова. – Например, Турция или Египет. Отель вы сами забронируете, а дальше? Туроператоры организуют чартеры, места в которых намного дешевле регулярных рейсов. Возьмёте машину напрокат и поедете смотреть Белую пустыню? Но там ведь Ливия недалеко, может плохо кончиться. Самые крутые бэкпекеры когда-то начинали с автобусных туров и боялись потеряться с глаз гида. В России до сих пор лишь 20% граждан имеют загранпаспорта. А остальные 80% только втягиваются. Значит, спрос на организованные туры будет всегда.

Разорившийся в июле туроператор «Лабиринт» «подвесил» аж 27 тыс. своих клиентов, но москвичей и петербуржцев среди них немного. Зато жителей Перми – 10%. А у них перед глазами меньше примеров самостоятельных путешествий. И, собираясь отдохнуть, они идут в турфирму не задумываясь. Критерии выбора оператора обычно крайне сомнительные: время нахождения на рынке и масштаб деятельности.

Хотя специалисты обращают внимание на иные аспекты: например, не бывает двухнедельных туров в Египет за 15 тыс. рублей. Если вам предлагают какие-то бешеные скидки, значит, фирма уже «горит» и цинично пытается собрать с клиентов хоть что-то. Образуется туристическая пирамида: теоретически вы можете успеть отдохнуть и даже вернуться, но вероятность быть выставленным из отеля без подтверждённых обратных авиабилетов куда выше.

Офис с краю

К сожалению, именно так повели себя турфирмы «Нева» и «Лабиринт», предлагая скидки в 15%. Такая норма прибыли считается на рынке очень высокой. Вы верите, что кто-то готов развлекать вас просто так? Но простые туристы могли и не знать. А куда смотрели спецы из Ростуризма, которые молча наблюдали за нарастанием снежного кома, ничего не предпринимая? «Нева», например, предлагала при покупке двух путёвок третью бесплатно. Разве это не явный «звонок»?

– Сошлись несколько причин, по которым спад рынка был предсказуем, – говорит экономист Андрей Близнец. – Катастрофически падают продажи автомобилей, рынок недвижимости замер, вектор потребительского кредитования пошёл вниз. Это индикаторы определённого процесса: народ предвкушает катаклизмы и не хочет разбрасываться деньгами. Тем более рост цен на продукты питания достигает 20% по некоторым категориям товаров. В такой ситуации к отдыху подходят экономно. И, конечно, на рынок повлияли события на Украине. В состав России вошёл Крым, где отдохнуть недорого. Рубль упал, отдых за границей подорожал. К тому же многим телезрителям кажется, что в Париже россиянину сейчас небезопасно. Плюс запретили выезд за границу силовикам – а это два-три миллиона человек, не считая членов их семей. Плюс рухнул въездной туризм в Россию.

Тем не менее Ростуризм не сделал важнейших предупреждений, чтобы не отпугнуть наиболее отчаянных путешественников. Никак не отреагировали на тот факт, что фирмы в предбанкротном состоянии месяцами отправляли пассажиров неоплаченными авиарейсами. А компании, отправляющие клиентов за границу тысячами, застрахованы на минимальные 500 тыс. рублей. Почему? Вероятно, потому, что тихое бездействие благополучно прокатывало раньше.

Например, в 2012 г. разорился оператор «Ланта-тур вояж», долг которого достиг 600 млн. рублей. На заграничных курортах зависли 3 тыс. россиян, ещё 8 тыс. не смогли уехать. Тогдашний премьер Владимир Путин попросил банк ВТБ выделить кредит на 220 млн., части пострадавших вернули половину стоимости тура. О том, что ответственные ведомства проморгали кризис, тогда и речи не велось. Так с чего бы чиновникам сейчас волноваться?

Правда, сегодня масштаб бедствия значительно выше. Поначалу в Ростуризме отвечали: мол, ничего страшного, ещё ни одна страховая компания не отказалась платить по договорам с турфирмами. Потом выяснилось, что страховщики сами вскоре могут сложить крылья. Тут уже всерьёз запахло жареным: раздались громы и молнии с требованиями проверить всех участников туристического рынка.

Как известно, ложка дорога к обеду. Раздался бы такой клич в апреле – впору было бы встать и похлопать чиновничьей бдительности. Но сейчас эффект будет совсем иной – целый ряд фирм уже оказался на грани банкротства. А как у нас проводят проверки, общеизвестно. Прибегают пожарные, санэпидемстанция, налоговая и ещё сорок проверяющих структур. И начинают штрафовать за расположенную не по ГОСТу розетку. То есть добивать умирающего ногами. Тем более сам министр культуры Владимир Мединский предложил сократить количество туроператоров, «повысив порог их вхождения на рынок». Хотя каждый сокращённый – это сотни налогоплательщиков с поломанным отпуском.

И сегодня выясняется, что обманутым туристам часто не получить компенсацию. Например, страховая компания «Восхождение», которая теперь отдувается за разорившуюся «Неву», заявила, что существует некое несоответствие: «Нева» застрахована на 454 млн. руб., а требований потерпевших уже больше. Это значит, что к началу 2015 г. все требования учтут, размер каждой выплаты сократят. Хотя в законе сказано, что выплаты должны быть начаты в течение месяца после заявления туриста.

Что в итоге? Минкульт и Ростуризм все в белом спасают недалёких туристов, поверивших вороватым операторам. Происходит это по линии «Турпомощи», которая специально создана на принудительные платежи тех же операторов.При дефиците пассажирских самолётов планируют задействовать борта МЧС, перед посадкой в которые с людей берут подписку, что они обязуются не претендовать на самолётное питание. И никто не рискует предположить, что станет с рынком в будущем году.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram