Нынче самой горячей темой стали российские продовольственные контрсанкции. А поскольку мы живём в регионе, который когда-то называли всесоюзным огородом, то тема еды становится вдвойне актуальной. И у меня опять для вас две новости: хорошая и плохая. Хорошая заключается в том, что Волгоградская область в этом году соберёт четыре миллиона тонн зерна. Видимо, не зря Андрей Иванович Бочаров призвал в свою команду членов максютинской команды. Плохая же новость состоит в том, что при нынешнем росте цен в сочетании с непродуманными псевдопатриотическими действиями, о чём-то другом, кроме хлеба, можно забыть.
Когда в марте я писал материал «Думы о продовольственной безопасности», то в душе искренне надеялся, что резкого взлёта цен всё-таки не произойдёт. Всё-таки хочется где-то подсознательно верить, что уж в этот раз мы не наступим на грабли, и в лоб нас деревяшкой не ударит. Но пришёл август, и федеральное правительство объявило контрсанкции. Честно говоря, и в тот момент хотелось верить, что новый врио губернатора Андрей Бочаров выйдет к СМИ и общественности с объёмным планом по развитию регионального сельского хозяйства и возвращению Волгоградской области статуса хотя бы всероссийского огорода. Ну хотя бы, полуроссийского (имеется в виду, на полроссии). Увы. О своих планах заявили руководители Курской и Орловской области, а также Дагестана и Чечни. Руководство Волгоградской области ограничилось лишь совещанием с сетевиками и товаропроизводителями, где было жёстко заявлено, что роста цен власти не допустят. А кто из коммерсантов рискнёт, тому эти самые цены… ну в общем, вы понимаете. Грозно сверкал очами при этом не врио губернатора, а вице-губернатор Беляев. Было ещё что-то про поддержку крупных и средних производителей, но прозвучало оно совсем уж невнятно. Предприниматели, конечно, для виду испугались, но цены повышать не перестали. И не перестанут.
К примеру, индекс потребительских цен Волгоградской области за январь-июнь 2014 года составил 106,3% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. То есть, рост цен на потребляемые продукты уже опередил индексацию зарплат бюджетникам, проведённую в декабре прошлого года. А новой индексации пока никто не обещал. И, прошу заметить, это только официальные цены, ведущиеся на основе мониторинга цен на продукты питания по госзакупкам. Реальная же картинка выглядит совсем удручающей. Например, стоимость на продукцию из мяса кур с марта по август выросла от 60% до 200%. У производителей. Сети, конечно, такой серьёзный подъём цен немного сглаживают, играя с ценами в других сегментах, но их явно надолго не хватит. Тем более что повышение цен волгоградцы уже начали замечать.
Федеральное правительство, конечно, обещает провести очередную заморозку цен, но, как рассказывают волгоградские предприниматели, и в 2007 и в 2010 годах эта акция носила лишь медийный и бутафорский характер. В реальности же никакой заморозки произведено не было. Зато и овцы сыты – власть вроде как сделала широкий жест людям и вроде как о них позаботилась - и волки целы – пенсионеры не взялись за пустые кастрюли и не пошли громить представителей власти. Даже на выборах не пикнули. Посмотрим, что будет в этом году. Тем более что и местные и не очень производители и поставщики уже начали повышать цены, которые с лёгкостью перекроют любую индексацию заработных плат и пенсий. А это значит, что и без того скудные доходы вновь будут перераспределены. В среднем россияне тратят на еду около 40% своего бюджета. В Волгоградской области эта цифра несколько выше из-за низких зарплат. Да и основной закон кризисных времён гласит, что в кризис люди начинает налегать на хлеб. Благо, что в этом году в Волгоградской области его много уродилось.
Александр САЙГИН