> За хорошим головой рукам покоя не будет - Аргументы Недели. Волгоград

//Общество

За хорошим головой рукам покоя не будет

15 августа 2014, 11:46 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]

Кто-нибудь может точно описать, как сегодня устроена городская власть Волгограда, и кто из руководителей за что отвечает? Последние годы нас бросает из огня да в полымя. Некоторые уверены - соль этих бед в том, что должность главы города перестала быть выборной. Для того чтобы понять проблемы нынешние, иногда нужно посмотреть на них в историческом контексте. О городских событиях столетней давности «Аргументы недели» поговорили с краеведом и руководителем сайта Царицын.рф Романом ШКОДОЙ.

Семимильными шагами

 

- Представители старшего поколения ратуют за возвращение городу имени Сталинград. Говорят, тогда было чем гордиться. А было ли чем гордиться Царицыну?

 

- Царицын в конце XIX – начале XX века представлял собой город, развивавшийся с фантастической скоростью. Если в середине XIX века это – малюсенький уездный городишка, притулившийся к берегу Волги посредине великой степи, то в конце девятнадцатого столетия это уже город, начинающий претендовать на статус губернского. За несколько десятилетий население с семи тысяч человек возрастает до 70 тысяч, а потом – и до сотни тысяч, город разрастается на глазах. Каждые несколько лет здесь строят большой храм – потому что старые уже не справляются с потоком людей. На месте избушек середины XIX века здесь сразу ставят большие красивые каменные здания в несколько этажей. Здесь появляются железобетонные мосты, дома с лифтами. Во времена, когда почти вся остальная Россия ещё ездит на телегах, здесь случаются первые настоящие автомобильные ДТП. Россия не знала более города с такой внутренней силой, энергией, с такой колоссальной пассионарностью. Царицын – первый в России город, в котором появились электрические уличные фонари, раньше, чем в Петербурге! Царицын – город, в котором телефонная связь возникла всего лишь через три года после появления её в столицах. Царицын – первый в России уездный город, в котором появился трамвай. Первая в России станция очистки водопроводной воды была построена в России в 1888 году в Петербурге. В уездном Царицыне очистка воды началась с 1891 года – всего через три года.

 

- Больше похоже на историю Чикаго. Мне кажется, в сознании обывателя закреплен стереотип, что Царицын – захудалый городишко.

 

- На протяжении XIX века, да. Но не в конце.  Вот простая статистика того времени. Царицын, как уездный город, входивший в состав Саратовской губернии, по многим показателям был самым отстающим городом среди уездных городов. Был он даже отстающим от Дубовки, которая располагалась в его уезде. В 1825 году в Саратове производилось промышленной продукции на сумму чуть более одного миллиона рублей, в Дубовке – более чем на сто тысяч, тогда как в Царицыне - только на сумму десять тысяч рублей. Цифры, более чем красноречивые. Потом, по многим причинам в городе начинается довольно бурный экономический рост, приходят люди и капиталы, но он всё равно долгое время остается больше похож на деревню. И то, как работала городская власть в ту пору – стало одной из причин закрепления в городе пришедших сюда и людей и денег. Именно тогда здесь, на Нижней Волге начал формироваться современный мегаполис, а ведь все могло сложиться иначе: как пришли деньги, так бы и ушли.

 

Главный город на Нижней Волге

 

- Если сравнивать городскую власть тогда и сейчас?

 

- Сравнение ситуации «тогда» и «сейчас» немедленно бросает в глаза очень важное различие. Современная городская власть занимается вопросами текущими, техническими. Несмотря на разные обещания и планы городская власть всерьёз не ставит перед собой никаких глобальных задач. В Царицыне же всё обстояло ровно наоборот: власть, зачастую пренебрегая мелкими, текущими делами, с почти маниакальным упорством развивала город, ставила амбициозные планы и добивалась их воплощения. Именно это и позволило городу не просто стать временным центром железных дорог, но закрепиться в статусе главного города на Нижней Волге.

Городская власть в течение всего периода, а особенно начиная с 1890-х годов, направляла все имеющиеся силы на максимальное развитие города. Ставились большие задачи, существенные средства шли под крупные проекты, каждый из которых способствовал дополнительному развитию города. Городская власть поставила задачей построить в городе водопровод, устроить канализацию, открыть городской трамвай. Были проведены огромные работы по озеленению и благоустройству города, в городе и в уезде открывались больницы, школы, библиотеки, быстро расширялась телефонная сеть, росло уличное освещение, на городских улицах на смену булыжнику стал приходить асфальт. Перечисляя всё это необходимо постоянно помнить о том, что практически каждое дело приходилось начинать с нуля, что буквально за десять-двадцать лет до этого на месте многих улиц шумели под ветрами извечно росшие здесь степные травы, а сам город представлял собой небольшое скопление деревянных изб. Деятельность городского управления в те годы была исключительно благоприятна для города, хотя, разумеется, и эта деятельность не обходилась без своих ошибок. Практически проекты были чрезвычайно дорогостоящими и масштабными. Например, ни в 1890-х году, ни в последующие полтора десятилетия трамваев не было ни в одном уездном городе России. Но это обстоятельство не смущало городское управление. Оно ставило большие цели и упорно добивалось их воплощения.

 

- Где брались деньги на все эти масштабные проекты?

 

- Там, где не хватало средств бюджета – подключались добровольные пожертвования, там где не хватало и этого – оформлялись займы, которым зачастую противодействовала центральная власть. Город жил в условиях постоянного дефицита средств, но это не пугало городскую администрацию – и Царицын рос и развивался с огромной быстротой.

 

Городские пассионарии

 

- Как было устроено городское управление? Кто из ярких личностей того времени оставил свой след в истории?

 

- Городом руководила Городская Управа, которую избирала Городская Дума. Во главе Управы стоял Городской Голова. Кем были эти люди? Безусловно, среди них были крупные купцы, такие как Лапшин или Шлыков. Но были и люди простые, сумевшие выбиться из мелких торговцев или учителей. Один из таких примеров – Иван Яковлевич Пятаков, возглавлявший наш город с 1902 по 1907 год. Происходивший из крестьян, Иван Яковлевич большую часть жизни прожил в Царицыне. Окончив семинарию, он работает сначала простым учителем. Карьера его начинается в 1875 году, когда его назначают на место заведующего 1-го царицынского приходского мужского училища. В этой должности он проработает долго, девять лет – до 1884 года, когда сменит учительство на службу городским чиновником. Должность учителя в те годы была очень уважаемой, однако училища были маленькими. 1-е училище, например, в 1880-м году имело в своём составе лишь четырёх учителей, включая самого заведующего и священника, преподававшего Закон Божий. В 1883 году Пятаков переходит в Городскую Управу, на должность секретаря Управы. Должность эта была важной, по сути, речь шла о заведовании канцелярией Городской Управы. Обычно в документах тех лет Городской секретарь шёл в списке сразу за перечнем членов Управы. В должности Городского секретаря Пятаков проработает почти 15 лет. Набрав огромный опыт и знания всех тонкостей управления городской администрацией, поработав с целой серией ярких личностей, сменявших друг друга в Управе, в 1898 году Иван Яковлевич делает новый шаг вперёд. В тот год проходят выборы, и новый состав Думы избирает его на должность заступающего места Городского Головы (по-современному - заместителем). Спустя ещё четыре года Пятаков займёт место своего шефа: в 1902 году он избирается Городским Головой Царицына.

 

- Есть ли свидетельства, как тогда это происходило? Как выбирался глава?

- Произошло это следующим образом. 14 февраля 1902 года в Царицыне прошли очередные выборы в Городскую Думу. Выборы эти принесли много неожиданностей, сильно изменив состав Думы, вычеркнув из него ряд известных в городе людей (например, Шлыкова) и включив совершенно новых. Новый состав был неожиданным, и в Саратов даже был направлен ряд жалоб. Поскольку именно Дума назначала тогда Городского Голову, встал вопрос о переизбрании находившегося на этом посту уже два срока Семёнова. 28 августа 1902 года состоялось первое заседание Думы, на котором и встал вопрос о переизбрании Головы. По предложению гласного Думы Трескинского было решено не проводить прямого голосования, а избрать нового Голову с помощью подачи избирательных записок, когда каждый гласный мог записать любую фамилию одного из гласных же Думы – побеждало лицо, упоминавшийся в записках чаще других. В результате большинство голосов набрали три фигуры: Пятаков, бывший на тот момент заступающим место (заместителем) Головы – 25 голосов. Действующий Голова Семёнов набрал лишь 21 голос. Третьим был сам инициатор такого голосования Трескинский, набравший 13 голосов. Поражение действующего Городского Головы стало ещё одной сенсацией для Царицына. Впрочем, поражение это было объяснимо: в последнее время популярность Семёнова стремительно падала в связи с его частым отсутствием на рабочем месте. Пятаков же фактически и так эти два года частенько, как заместитель, оказывался в роли Головы. Выборы всё расставили по своим местам.

 

- Какими деяниями прославился Пятаков?

 

- На месте Городского Головы, Пятаков показал себя активным и деятельным управленцем. Помимо должности Головы, он был также: Председателем Комиссии по осуществлению в Царицыне электрических предприятий: трамвая, освещения и лесотаски; членом Комитета Публичной библиотеки, Благотворительной комиссии, Вольной пожарной дружины, отделения Саратовского духовного просветительного союза, пожизненным членом детского приюта при Покровской церкви. Как видно, на место Городского Головы могли реально попасть люди простые, но энергичные и деятельные.

 

А у нас водопровод – вот!

 

- Что за проекты поднимались тогда в городе?

 

- Очень интересный пример – строительство водопровода. Разговоры о необходимости устройства в Царицыне водопровода шли с конца 1860-х годов. Но тогда дело не заладилось, поскольку проект был очень велик и дорог. С 1884 года в городе был образован специальный фонд, в который, в основном купцами, вносились пожертвования на строительство водопровода. Средств, разумеется, не хватало, и в конце 1880-х город выпустил два 6%-ных займа со сроком погашения 43,5 года. Подряд на строительно-монтажные работы был выставлен на торги, состоявшиеся 2 августа 1889 года.

 

- О каких суммах идёт речь?

 

- В торгах приняли участие три фирмы, из которых победила фирма «Братья Бромлей и К», оценившая свой проект в 222 тысячи 800 рублей – огромная по тем временам сумма. Строительство велось по проекту инженера Зимина. Договор с фирмой был заключён с городской управой 17 ноября 1889 года. Строительство велось рекордными темпами и уже менее чем через год, 21 октября 1890 года водопровод был торжественно открыт. К моменту окончания работ был построен машинный зал, внутри которого были установлены паровой котел, паровая машина, два поршневых насоса и четыре цистерны-резервуара. В разных местах города было построено 11 водоразборных будок и подготовлено 75 пожарных кранов.  Протяжённость конструкций водопровода на тот момент составляла более 14 вёрст, а его мощность – 150 тысяч вёдер (1844 тыс. тонн) в сутки.

 

- Цивилизация продвинула Царицын из «лапотного» города в ряд самых современных?

 

- Сначала водопровод подавал в город неочищенную воду. В 1891 году здесь был установлен так называемый «медленный» фильтр английской системы с производительностью 700 кубометров в сутки. Способ очистки воды в этом фильтре был нехитрым. Вода поступала в резервуары, на дне которых на слое гравия находился слой песка толщиной около метра. Вода очищалась проходя через песок. Песок меняли один-два раза в месяц. К 1900 году были установлены три фильтра Джуэлля (американского производства, вертикального типа, изготовленных из сибирской лиственницы) мощностью в 100 тысяч ведер в сутки. Водопровод постоянно расширялся. К 1909 году совокупная протяжённость его коммуникаций составила уже 50 вёрст с мощностью уже до 600 тыс. вёдер в сутки.

Рассматривая грандиозные дела тех времен думаешь, что неплохо было бы нам, современным жителям нашего города занять бы немного энергии и упорства у своих предков. Если бы удалось нам хотя бы несколько лет мыслить такими же масштабами, как они, шагать бы такими же семимильными шагами – то далеко вперед ушел бы наш Волгоград, и даже имея те ресурсы, которыми он располагает – вырвался бы в первые города России.

  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте