Вторая мировая: кого считать жертвой?
31 августа 2014, 22:41 [«Аргументы Недели», Вадим Трухачев ]
1 сентября исполняется 75 лет началу Второй мировой войны. Её ход и итоги остаются предметом многочисленных спекуляций. Наибольшее их количество касаются вопроса о том, кого считать агрессором, а кого – жертвой. Попробуем разобраться, определив степень вины каждого из государств Европы.
С агрессором всё понятно. Это Германия, развязавшая войну. Вместе с ней частью Третьего рейха была Австрия, и она тоже на государственном уровне признаёт свою ответственность за преступления нацизма. Ближайшей союзницей Гитлера была фашистская Италия, но её армия совершила куда меньше преступлений. Бок о бок с вермахтом сражалась армия Венгрии, в которой, в отличие от Италии, были и свои нацисты. И итальянцы, и венгры захватывали территории чужих стран – причём не всегда населённые их соплеменниками. С виновностью всех этих государств всё понятно.
Союзницами Гитлера были также Румыния и Финляндия. Правда, обе эти державы оправдываются тем, что Советский Союз захватил у них часть территории (соответственно, Молдавию и часть Украины в румынском случае, Выборг и часть Карелии – в финском). Однако и румыны, и финны зверствовали, устраивали концлагеря. Румыны и вовсе воевали под Сталинградом, финны ограничились территориями, прилегающими к границе. Степень вины Румынии побольше, но и Финляндия «невинной» не выглядит.
Болгария также выступала на стороне Третьего рейха, однако уклонялась от войны с Советским Союзом, и большого числа военных преступлений болгары не совершили. В то же время Македонию и часть Греции они заняли – с их виной всё понятно. Сама Македония вроде бы выступала в роли жертвы, однако до войны на её территории действовали организации, подрывавшие будущего участника Антигитлеровской коалиции – Югославию. Так что вроде бы жертва, но с некоторым «налётом».
Настоящей жертвой выступала Сербия. Её расчленили, отдав часть территории Венгрии, часть – Болгарии. В центральной её части воцарилась немецкая оккупационная администрация, в Косово – итальянская, а сербов массово истребляли хорватские усташи, её положение жертвы становится неоспоримым. Жертвой стоит признать и Грецию, занятую немцами и итальянцами. Правда, здесь была своя коллаборационистская администрация, но с народом они практически не была связана. Албанию оккупировала Италия – вроде бы жертва. Но учитывая, что албанцы при покровительстве оккупантов резали сербов и греков, оправдываться ей своими проблемами просто грешно.
В Хорватии был одиозный кровавый режим усташей, вырезавший сотни тысяч сербов и десятки – евреев. Усташи, кстати, сдались союзникам только 15 мая 1945 года. С ними сотрудничала и значительная часть боснийских мусульман. Но современные Хорватия и Босния считают себя правопреемницами республик Югославии, а та входила в Антигитлеровскую коалицию. Некое оправдание есть…Словении как государства на карте не было, но её земли разделили пополам Германия и Италия. В ней были те, кто сотрудничал с оккупантами, однако в герои их не записывают. Так что словенцы – всё же жертвы.
Чехию Гитлер занял ещё в марте 1939 года, оторвав от неё ранее Судетскую область. Жертва, однако с «налётом», ведь сопротивления агрессору чехи не оказали. В то же время управлял ей немецкий рейхспротектор, а правительство в изгнании оставалось частью Антигитлеровской коалиции. Со Словакией ещё сложнее. Там существовал союзный Гитлеру режим, который, в отличие от хорватских усташей, столь же кровавых преступлений не совершил, да и часть территорий словаки утратили. Но современная страна считает себя наследницей Чехословакии, так что в данном случае… Как сказать! Частично – агрессор, частично – жертва.
Польша однозначно считает себя жертвой. Вроде бы так – война началась с нападения Гитлера именно на неё, к тому же СССР тожеоторвал часть её территории. Но за год до войны поляки вместе с Третьим рейхом «откусили» кусочек от Чехословакии. Да и пакт о ненападении Польша заключила с Гитлером первой – ещё в 1934 году. На союз с Третьим рейхом против СССР она надеялась до последнего. Так что поляки, конечно, жертвы, но не без серьезных оговорок.
Жертвами считают себя государства Балтии: Латвия, Литва и Эстония. Отчасти это так – Советский Союз действительно лишил их независимости. Однако до войны в них существовали диктаторские режимы. Сотни тысяч прибалтов сотрудничали с нацистами, запятнав себя в кровавых преступлениях в России, Белоруссии, да и у себя на родине. Антифашистов там было куда меньше. Если учесть, что сотрудничавших с Гитлером сегодня там возводят в ранг героев, настоящей жертвы из прибалтов сегодня уже не получается.
Белоруссия – однозначная жертва, в ней погиб каждый четвёртый житель. С Украиной, казалось бы, тоже вопросов быть не должно. Но сегодня они уже есть. Потери украинцев были огромными, но теперь там на щит поднимают ка раз тех, кто сотрудничал с Гитлером. Рассказы о том, что бандеровцы воевали с Германией, немного стоят, войну Третьему рейху они на уровне руководства не объявляли.
Молдавия… там были не только «смуглянки», но и десятки тысяч мобилизованных в армию союзной Гитлеру Румынии. Так что не очень-то жертва выходит.
Данию, Норвегию, Голландию и Бельгию Гитлер занял. Однако режим оккупации в них был куда мягче, чем на Востоке. К тому же Дания (вынужденно, но всё же) вошла в союз с Рейхом и объявила войну СССР, США и Великобритании. Из всех четырёх стран на фронтах воевали дивизии СС, а коллаборационистский режим Видкуна Квислинга в Норвегии стал символом предательства. В то же время у Норвегии, как и у Бельгии, были правительства в изгнании, а Голландией и вовсе руководил немецкий рейхспротектор. В общем, все эти страны можно признать жертвами, но датчан – с большой натяжкой.
Франция – особый разговор. С одной стороны, в ней существовал союзный немцам режим Виши. С другой, было мощное сопротивление и заграничный центр Шарля де Голля, освобождавший свою страну вместе с англосаксами в 1944-м. Роль жертвы, правда, омрачает то, что в ходе «Мюнхенского сговора» 1938 года она «кинула» свою союзницу Чехословакию. Спустя год она так же поступила и с Польшей. Так что вопросы к французам есть.
Великобритания и США жертвами сами себя не считают. Да и не могут считать – ведь война на их территории практически не велась. С Германией американцы не рвали (хотя, конечно, в союзе не были) вплоть до конца 1941 года. Англичане в «Мюнхенском сговоре» поучаствовали. А в английской элите до войны существовала сильная прогерманская партия, которую отодвинул в тень только Уинстон Черчилль. Так что когда они нам припоминают пакт Молотова – Риббентропа – ответ найти нетрудно: у самих рыльце в пушку.
Тот самый пакт Молотова – Риббентропа… На его основании Советский Союз пытаются записать в «соавторы» войны наряду с Третьим рейхом. История, конечно, не самая красивая, но кто в те времена был «во фраке»? СССР понёс страшные потери, каждый второй убитый во Второй мировой войне был его жителем. То, что наша страна (и Россия как правопреемница) выступает в роли жертвы – сомнений не вызывает, даже при наличии некоего «налёта», связанного с особенностью правления Сталина.
Португалия объявила войну Германии в 1945 году, а так она оставалась в стороне. Испания была нейтральной – несмотря на то, что Гитлер и Муссолини помогли Франко прийти к власти, а сам каудильо СССР не любил. Испанские добровольцы воевали по обе стороны фронта, но у государства они разрешения не спрашивали. Ирландия оставалась нейтральной – скорее в пику англичанам, от власти которых она ещё в полной мере не освободилась. В целом она была не при делах…
Швеция и Швейцария выступали в роли образцов нейтральных государств, но они-то как раз были «при делах». В их банках нацисты хранили золото и ценности – зачастую отобранные у евреев и других жертв национал-социализма. Кроме того, те же шведы разрешили вермахту транзит через свою территорию, долгое время поставляли в Германию не только еду, но и металлы, и даже пушки. И та, и другая страна нажились на войне, и об особой морали речи нет ни в том, ни в другом случае. Хотя, конечно, агрессорами они не являлись.
При рассмотрении вопроса выясняем, что к однозначным жертвам войны мало кто может себя отнести. Даже у многих из тех, кто пострадал от агрессии Третьего рейха, имеются свои «скелеты в шкафу». Свои не самые приятные страницы были у СССР, США, Великобритании, Франции, Польши. Да практически у всех они были. Потому лучше оставить войну историкам и не спекулировать на ней в сиюминутных политических целях.