Сегодня в порту «Крым» относительно спокойно. Дерущиеся за место в очереди туристы остались разве что в памяти друг друга и на видео сервиса YouTube. За десять дней, покуда длилась так называемая «первая волна» автомобильного потока, шесть паромов перевезли на «большую землю» более 23 тыс. единиц транспорта.
А дальше подсобил то ли резонанс, который получила ситуация на паромной переправе, то ли действия Единой транспортной дирекции. Как бы там ни было, ежедневная нагрузка на переправу сегодня едва превышает 1500 тысячи автомобилей в сутки, что позволяет минимизировать время, потраченное на ожидание парома.
И все же от трехступенчатой системы перехода, которую наспех разработали в условиях транспортного коллапса, не отказались. Сегодня можно даже говорить о ее внезапной эффективности.
Итак, даже если Вы, возвращаясь из Крыма, узнали, что в порту нет пробок, попасть сразу на паром не удастся. Еще в районе поселка Багерово на трассе международного значения М17 Вас встретит сотрудник ГИБДД. Он поинтересуется, куда Вы направляетесь. Врать том, что в Керчи Вас ждет бабушка, в надежде обойти очередь при этом бессмысленно: без специального талончика, который Вы получите только следуя инструкциям дяди в форме, на паром уже не попасть. А направит Вас сотрудник транспортной службы сначала в Керченский аэропорт.
Стоянка под крылом самолета
Выцветшая вывеска Керченского аэропорта, построенного в первый послевоенный год, по иронии судьбы теперь встречает пассажиров не воздушного, а водного транспорта. После того, как автомобильная очередь опутала главные керченские магистрали, здесь построили так называемый «Отстойник № 3» - с него начинается пребывание в Керчи любого автомобилиста, который вознамерился пересечь пролив.
Сначала Вас направят к небольшой палатке, расположенной у полуразрушенного здания бывшего аэропорта: здесь ждет ноу-хау – специальные аппараты для выдачи талонов. На заветном документе будет указано время прибытия в отстойник и номер автомобиля в общей очереди. После получения ценного документа сотрудник дирекции укажет, в какой ряд и на какое место необходимо встать. Стоянка оборудована кое-какими удобствами: туалет, душ и вода (газированная, негазированная и сладкая) здесь бесплатны, поэтому сразу спешить в ларек вовсе необязательно.
Время пребывания в аэропорту сокращено нынче до получаса. Впрочем, в случае форсмажора: новой волны туристов или шторма – на стоянке придется задержаться. Занять себя во время простоя можно нехитрыми развлечениями: в период наплыва туристов тут работают бесплатный тир, детский аттракцион, разнообразные ларьки и маленькие кафе.
Цены в ларьках и кафе мало отличаются от городских. Поэтому за едой обычно выстраиваются небольшие очереди. Впрочем, в том случае, если Ваши финансы за время отдыха в Крыму изрядно похудели, голодать не придется: на стоянке оборудована полевая кухня, где всех желающих круглосуточно готовы кормить бесплатной кашей с тушенкой. Кстати, блюдо уже завоевало симпатии гостей полуострова.
Опережают по популярности бесплатную кашу разве что два «бесценных» экспоната – самолеты Ан-26, один из которых еще способен взлететь в небо. Вероятно, именно они побьют рекорд по количеству туристических снимков, сделанных в этой сезоне. Если, конечно, туристы не разберут остатки керченского авиапарка на сувениры.
Помимо самолетов, любопытного в аэропорту мало: бывшие воздушные ворота Восточного Крыма представляют собой нынче спрятанные в зарослях ив и плюща развалины. После того, как скапливается порядка ста машин, формируется колонна, которая движется в сторону Отстойника № 2.
Еще не конец
После того, как в составе колонны Вы пересечете городскую черту, порядка получаса придется снова провести на стоянке. За это время сотрудник Единой транспортной дирекции проверит Ваше место в очереди (именно для этого нужен был заветный талончик), укажет, куда встать, измерит габариты Вашего транспортного средства и выпишет что-то наподобие справки – это надо будет отдать в кассу.
К слову, даже в спокойные дни у касс толпятся очереди – впрочем, более получаса тут пока не задерживаются. Всех оплативших билеты и перевозку транспортного средства вновь формируют в колонну. Время отъезда к паромной переправе при этом можно уточнить у сотрудника Единой транспортной дирекции – этих людей легко узнать по специальному бейджу.
У них Вы можете сразу узнать всю необходимую информацию: чем заняться и где поесть. «Отстойник №2» представляет собой стоянку с практически идентичным аэропорту набором удобств: бесплатные каша, туалет, душ, вода. Здесь круглосуточно дежурит карета «скорой помощи» и развернут медпункт, поэтому в случае плохого самочувствия Вам непременно окажут первую помощь.
Кроме каши, здесь продают плов, шашлык, салаты, разнообразную выпечку, а также соки и воды всех возможных видов. Алкоголь не продают – его реализацию запретили в полукилометровой зоне. Вместо спиртного туристам предлагают нынче рассказы о крымских достопримечательностях.
Неприятно удивляют цены на еду: самая маленькая бутылочка сока обойдется в 30 руб., а один блинчик с творогом или бутерброд с сыром в 20. После скандалов со сторублевым «Дошираком», цену на «универсальный продукт» снизили до 80, однако туристы все равно недовольны.
Также в отстойнике № 2 можно приобрести крымские сувениры. По словам продавщиц, самыми популярными являются чаи и натуральное мыло ручной работы – их на «большую землю» увозят чаще всего.
У самого парома
С недавнего времени переправу квалифицируют как место скопления граждан и объект повышенной опасности. Именно поэтому здесь оборудовали место для досмотра. Совершенно все автомобили, следующие на паром, проверяют сотрудники транспортной инспекции. В список запрещенных для перевозки предметов традиционно входят оружие, боеприпасы и топливо. На последний пункт необходимо обратить особое внимание: испуганные рассказами о пустующих заправках, водители нередко «затариваются» горючим. Перевозить его в бензобаке никто не запрещает, а вот с канистрами придется расстаться.
Примечательно, что на кабинках для досмотра висит вводящее туристов в замешательство объявление, которое оповещает о запрете перевозки пищевых продуктов и алкогольных напитков. В транспортной службе с улыбкой поясняют: кабинки прибыли из Сочи и к ситуации в Крыму отношения не имеют. Так что крымские фрукты и вина перевозить никто не запрещает.
Когда досмотр пройден, некоторое время придется провести на главной стоянке. На данный момент практически сразу начинается погрузка. К сожалению, заранее предугадать, насколько комфортный паром Вам достанется, невозможно. Независимо от того, плыть ли Вам комфортабельным «Ионасом» или допотопным «Ейском», за билет придется выложить одну и ту же сумму.
Водители, пересекающие пролив, отмечают определенные успехи транспортной дирекции: скандалов в очередях нет, нервы в порядке. Впрочем, нельзя не учитывать и спада транспортного потока, который может усилиться в любое время: изначально новый «коллапс» прогнозировали 25 августа, теперь заявляют, что ждут проблем 28-го.
Разумеется, с датой возвращения домой точно не угадаешь, однако одного нехитрого правила желательно придерживаться: наиболее опасны для переезда штормовые и послештормовые периоды, поскольку в случае усиления ветра до 20 м/с движение полностью прекращают крупные паромы «Ионас», «Олимпиада» и «Крым». Фактически на линии в таких случаях остаются маленькие, но быстроходные «старички»: «Ейск» и «Керченский». До пенсии им, очевидно, осталось совсем немного: если мост все же построят в 2018 году, необходимость в паромной переправе определенно сойдет на нет.
«Хотелось бы раньше», - не без тоски в голосе заявляют туристы. Очевидно, крымские власти охотно бы с ними согласились, избавившись от такой неприятной необходимости, как отправка вожделенных туристов домой. Но нет: быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Оттого сезон-2014 уже прославился скандалами, форс-мажорами и чрезвычайными происшествиями. Наспех реализованная «работа над ошибками», впрочем, пока дает результаты. Дай бог, надолго.