Иного человека ещё при жизни почитают святым. Одним из таких людей был Макарий Невский. Формально он причислен к лику святых лишь в 2000 году. Но ещё при жизни его почитали как Апостола Алтая.
1 октября 1835 г. в семье Андрея Парвицкого, причетника храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии родился шестой ребёнок. Ему дали имя Михаил. Макарием Михаил Андреевич станет в 1861 г., когда примет монашество. Хотя имя Макарий, в переводе с древнегреческого означающее «блаженный, счастливый», «предназначалось» ему от рождения: мальчик родился очень слабым, практически без шансов выжить. Прямо в крестильной рубашке его положили под образа – умирать. А он выжил!
Вскоре после его рождения семья Парвицких переезжает в Сибирь. Тогда ещё Михаил поступает в Тобольское духовное училище, затем – в семинарию, где и получает фамилию Невский. (В тогдашних семинариях любили менять фамилии.)
Блестяще закончив в 1854 г. семинарию, он избрал путь миссионера. «Ещё на школьной скамье мысль о миссионерстве занимала меня. Известия об апостольских трудах патриарха российских миссионеров влекли сердце моё к алеутам американским. Но Промысл Божий случайным разговором со мной одного из присных моих, указал мне путь к телеутам алтайским, в алтайскую миссию, где и обретён мною мир душе, томившейся исканием пути...» – скажет он позднее при наречении в епископы.
Вступив в феврале 1855 г. в состав Алтайской миссии, М.А. Невский весь отдался делу. Он исполнял обязанности чтеца, сопутствовал миссионерам в путешествиях, ходил по домам для научения обращённых молитвам, ухаживал за больными, не гнушался и тяжёлого физического труда: копал гряды в огородах, обмазывал глиной стены убогих жилищ обитателей миссии, словом, шёл всюду, где нужны были для дела миссии труды его.
В марте 1861 г. Невский принял монашество и принял имя основателя миссии преподобного архимандрита Макария (Глухарёва), подвигу которого подражал. Тогда же он был рукоположён во иеромонаха.
В 1867–1868 гг. отец Макарий находится в Петербурге, где занимается печатанием составленного им первого «Алтайского букваря» и православных книг на алтайском языке: Литургии святого Иоанна Златоуста, Священной истории Нового Завета и ряда других. Это были первые книги, изданные на алтайском языке.
В это же время судьба сводит его с известным просветителем Николаем Ильминским. Вместе с ним они издают составленную алтайскими миссионерами первую грамматику алтайского языка.
В конце 1883 г. Макарий, тогда уже архимандрит, становится начальником Алтайской духовной миссии, которой руководит вплоть до 1891 г. (да и в последующие годы не оставляет её без своего присмотра). За многолетние миссионерские труды его и назвали Апостолом Алтая.
Руководя миссией, отец Макарий стал (в 1884 г.) викарием Томской епархии, епископом Бийским. При нём в Томске появилась библиотека, в программу духовно-учебных заведений были введены новые предметы: гигиена, естественная история, химия... Было построено новое здание епархиального училища... Владыка занимался благотворительностью. По его инициативе в Томске был открыт приют для бездомных и нищих людей.
Его деятельность вызывала ненависть в среде ссыльных революционеров. Несколько раз его пытались убить. Однако Бог хранил!
В ноябре 1912 г. отец Макарий становится митрополитом Московским и Коломенским. Но, несмотря на свои миссионерские заслуги, большим авторитетом среди духовенства Москвы он не пользовался. Из-за пожилого возраста, крайне консервативных взглядов, а также циркулировавших тогда слухов о том, что своим назначением на Московскую кафедру он был обязан Григорию Распутину.
Из воспоминаний бывшего члена Синода протопресвитера Георгия Шавельского: «Это был маленький, благообразный старичок, внешним видом напоминавший знаменитого митрополита Филарета (Дроздова), а по своим способностям диаметрально противоположный ему. Он был совершенно не способен ни к управлению Московской епархией, ни к участию в решении синодских дел. Епархией правили другие – кто хотел и кто умел войти в его доверие. <…> Царское Село смотрело на митрополита Макария как на праведника. А близко знавшие его решительно утверждали, что он в большой дружбе с Гришкой (Распутиным).»
В марте 1917 г. определением Святейшего синода отец Макарий был уволен с Московской кафедры. Сторонники его были уверены, что это решение было принято под давлением тогдашнего обер-прокурора Синода Владимира Львова. Сам отец Макарий считал это решение неканоническим и в августе 1917 г. обратился к открывшемуся Всероссийскому Поместному Собору с просьбой рассмотреть его дело. Его поддержали сибирские иерархи, внёсшие запрос о скорейшей ликвидации дела митрополита Макария.
Из воспоминаний епископа Арсения (Жадановского): «Собор внял наконец настойчивому ходатайству архипастырей-миссионеров и вынес полное оправдание святителю-изгнаннику. К сожалению, это постановление не было объявлено всецерковно, а лишь негласно сообщено ему одному».
Окончательно это дело завершилось три года спустя, когда отец Макарий был утверждён Святейшим Патриархом Тихоном в звании митрополита Алтайского.
Из письма Святителя Тихона Владыке Макарию: «Высокопреосвященнейший Владыко! Приношу Вашему Высокопреосвященству благодарность за Ваш привет. Скорблю о Вашем недомогании. Господь да подкрепит Вас! Предлагаю Священному Синоду, во внимание к Вашим 50-летним трудам на Алтае, сохранить за Вами пожизненно титул Митрополита Алтайского...»
Отец Макарий в это время жил в Николо-Угрешском монастыре. Поначалу привыкший к активной деятельности, он пытался покинуть место «ссылки». В частности, в ноябре 1918 г. он писал Святейшему Тихону о своём намерении посетить Болховский монастырь Орловской епархии, где погребён основатель Алтайской миссии архимандрит Макарий (Глухарёв). Но к 20-му году он оставил своё желание покинуть Угрешу после того, как во сне увидел свою мать. Она явилась к нему в дом, осмотрела всё вокруг, накинула крючки на все двери. Из этого сонного видения он заключил, что ему должно остаться в Николо-Угрешском монастыре.
Там он и жил вплоть до 1925 г., когда советская власть закрыла монастырь. После этого Макарий перебрался в село Котельники близ Люберец, где и умер годом позже от воспаления лёгких. Был похоронен на приходском кладбище станции Люберцы, а в 1957 г. перезахоронен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры – в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших.