Когда речь заходит об этнических мероприятиях (фестивалях, концертах, праздниках и т.д.), проходящих у нас в городе, надо учитывать, что приставка «этно» используется сегодня по поводу и без, иногда просто для того, чтобы привлечь к событию побольше внимания. Но если постараться отделить мух от котлет, то картина вырисовывается интересная.
Большой город «съедает» этнические различия, делает их незаметными и неважными. Возможно, поэтому, когда кто-то пытается эти традиции если не возродить, то хотя бы воспроизвести, событие сразу становится заметным. Но здесь надо учитывать один нюанс.
Этнические мероприятия, которые проходят в Северной столице можно разделить на две части: внутренние и внешние. Внутренние проводятся для «своих». Представители одного этноса собираются, чтобы отметить какой-нибудь праздник или просто устроить посиделки по поводу, касающемуся чего-то национального. Это, как правило, закрытые и малозаметные на общегородском фоне события.
Внешние мероприятия этнического характера проводят в Петербурге чаще всего официальные учреждения (консульства, институты и т.д.), а также организованные группы энтузиастов.
Цели у этих внешних и внутренних мероприятий абсолютно разные: первые стараются собрать узкий круг, без претензий на постороннее внимание, вторые – наоборот, делают всё, чтобы это внимание привлечь.
Яркий пример «внутреннего» мероприятия – Синко де Майо. Это – мексиканский праздник, который отмечают 5 мая в честь победы мексиканских войск в битве при Пуэбла в 1862 году. Мексиканцы, живущие в Петербурге, собираются в этот день вместе и просто «общаются по поводу». «Это наш национальный праздник. Он, как День святого Патрика у ирландцев. 5 мая мексиканцы по всему миру собираются, чтобы немного выпить, поговорить, иногда спеть парочку старых песен, – рассказывает Энрике Арисуэло, 42-летний преподаватель, живущий в Петербурге уже около пяти лет.
Ещё один пример внутренних этномероприятий – это праздники, которые отмечаются так называемым голландским сообществом. Сообщество это возникло благодаря усилиям голландского консульства, постаравшегося объединить живущих в Петербурге голландцев. И получилось: каждый год 5 декабря у нас в городе отмечается, к примеру, детский праздник Синтерклаас, а в апреле устраивается большая «оранжевая вечеринка» в честь Дня короля. «Нет, это не закрытый праздник, все могут приходить, – говорит Леви Коувенхофен, голландский инженер, работающий в Петербурге по контракту с компанией «Юнилевер». – Просто надо надеть оранжевую одежду и прийти. Каждый год место праздника меняется, его выбирает консульство Нидерландов. В Петербурге на самом деле живёт много голландцев».
Упомянутый до этого мексиканцем Энрике Арисуэло День святого Патрика, напротив, уже давно перестал быть внутренним этническим мероприятием для Петербурга – он вылился в общегородское действо, в рамках которого огромное количество отнюдь не ирландцев пытаются 17 марта отметить праздник по правилам и без. Среди «ирландских» активистов много известных петербургских музыкантов, таких как Алексей Белкин например. Он уже давно является одним из организаторов проходящего у нас в городе фолк-фестиваля – мероприятия отчасти коммерческого, так как вход на него платный. Однако огромное количество добровольцев и всякого рода волонтёров, помогающих организаторам фестиваля, это коммерческую составляющую делает несущественной.
Удивительно, сколько в Петербурге поклонников индийской культуры. Каждый год они также проводят различные фестивали. Выделяются два крупных: фестиваль «Ситар в Петербурге» (три раза проводился в конце ноября) и «Индийская радуга» (танцевальный фестиваль, проходит в первых числах декабря). Участвуют как артисты из Индии, так и местные энтузиасты. Один из организаторов «радуги» Элиза Анам, исполнительница индийских народных и болливудских танцев (она индианка, но родилась и выросла в России), считает такие фестивали крайне важными и полезными, способными соединить людей разных национальностей. «Нет ничего приятнее для меня, чем собрать группу людей, которые действительно хотят танцевать. И не важно, кто из них умеет танцевать, а кто нет. Главное – на сцене искренне желать доставить зрителю мгновения радости. Я уверена, что танцевать народные танцы могут все», – говорит Элиза Анам.
Сильно выделяется из общего ряда и фестиваль «Ратха-Ятра» на Елагином острове: поклонники индийской экзотики устраивают его 26 июля.
Пожалуй, самыми массовыми и, наверное, самыми красочными являются этнофестивали с русской начинкой, где главными персонажами являются участники исторических реконструкций. Нечто похожее регулярно устраивается в течение тёплой половины года на Заячьем острове у стен Петропавловской крепости в Петербурге. Названия у фестивалей могут быть самые разные, но суть одна – поклонники русской старины с явным оттенком скандинавской эстетики выставляют напоказ свои костюмы, причёски, бутафорское оружие и предметы быта, а затем устраивают показательные бои. Смотрится всё это замечательно.