Около трети российских компаний, нацеленных прежде всего на результат, нанимают сотрудников для удалённой работы. Фрилансеры, переводчики, дизайнеры, программисты – все те, кто имеет возможность не сидеть в душном офисе, составляют сегодня немалую часть трудящихся. Именно для таких «свободных художников» появилась и новая форма работы – коворкинг. Центры, где созданы комфортные условия для всех, кто хочет написать статью, составить бизнес-план или назначить деловую встречу, завоёвывают всё большую популярность.
Коворкинг – это отличная альтернатива надомной работе.Далеко не у всех получается отгородиться от домашних дел, детей и котов, а особенно тяжело это даётся тем, у кого проблемы с самодисциплиной. Именно поэтому многие удалённые сотрудники предпочитают работать в атмосфере коворкинг-центра, которой под силу настроить на нужный лад.
В таком офисе можно провести час, два или целый день. Но, что приятно, над головой не будет висеть начальство, контролирующее каждый шаг, а значит, время на работу можно планировать самостоятельно.
Такая форма труда завоевала популярность сравнительно недавно: в 2005 году программист Бред Ньюберг решил совместить офисную и надомную работу. В Сан-Франциско он арендовал большое помещение и предложил
приходить туда другим специалистам со свободным графиком.
В России коворкинг появился лишь несколько лет назад. Возможно, всё дело в устоявшемся стереотипе: работать - значит сидеть за столом в офисе с 9 до 6. И не имеет никакого значения, что половина таких «тружеников» до обеда просматривает фотографии друзей в Instagram.
Одна голова хорошо…
Кроме фрилансеров, число которых ежегодно увеличивается почти на четверть,коворкингами пользуются и начинающие предприниматели. Как правило, сначала они выходят на рынок в одиночку или с небольшой командой, и финансовых средств на аренду полноценного офиса у них нет. Да этого и не нужно: платить за большое рабочее помещение ради двух-трёх человек на этапе становления - просто нерационально.
Как показывает статистика, за последний год спрос на офисные помещения в Москве снизился в 1,5 раза. Однако число стартап-проектов, наоборот, увеличивается.
«Мы запускаем новый проект в IT-сфере. Работаем втроём и снимать полноценный офис для нас невыгодно. Вы же понимаете сколько сегодня стоит аренда! Когда нам нужно собраться и обсудить текущие вопросы или встретиться с партнерами – коворкинг для нас не заменим», - делится начинающий предприниматель Михаил.
Как правило, такой центр оборудован удобной мебелью, оргтехникой, доступом в Интернет и переговорными комнатами.
Там, где за соседним столом может сидеть дизайнер или IT-специалист, гораздо легче, чем в обычной жизни, найти единомышленников. Вполне возможно, что нужный специалист или новый член стартап-команды работает за ноутбуком рядом с вами.
«В коворкинг-центре я разрабатывала бизнес-план. Я хотела создать коллекцию женской одежды, по первому образованию я – дизайнер. Там я познакомилась с Нелли. Рассказала свою концепцию – интернет-магазин с платьями, юбками и блузами из качественных материалов с вышитыми вручную гладью и бисером птицами», - рассказывает Юлия, дизайнер женской одежды. Сейчас бизнес девушек начал приносить прибыль – одежда продаётся через интернет, а в подчинении у Юлии и Нелли две швеи. «Офис нам не нужен, - всю работу можно выполнять на дому. А когда необходимо обсудить новую коллекцию или идеи – мы собираемся в одном из коворкинг-центров».
К слову, не так давно в Москве открылся специальный коворкинг для молодых дизайнеров. За определённую сумму любой человек, который хочет создавать модную одежду, но не в состоянии позволить себе собственное ателье или мастерскую, может воспользоваться швейными машинками, манекенами, примерочными и комнатой для деловых переговоров.
Концепции и узкопрофильного, и коворкинга для всех желающих - одинаково беспроигрышны. В одном случае, между собой могут взаимодействовать самые разные специалисты, - например, бухгалтер поможет советом начинающему предпринимателю, а архитектор, работающий над новым проектом, даст комментарий к журналистской статье.
Во втором случае, люди из одной сферы на время превращаются в единый организм, но при этом не забывают о конкуренции, ведь все они борются за место под солнцем.
Центры разные нужны…
Коворкингов в столице уже немало, - можно найти на любой вкус и кошелёк. В среднем, цена за место для работы в современном центре составит от 350 до 600 рублей в день. Почти везде можно купить и месячный абонемент стоимостью от 5 до 13 тысяч.
В Москве есть и бесплатные коворкинги, где потратиться придётся лишь на кофе из автомата. Такие места оборудованы в Культурных центрах и городских библиотеках. И пусть интерьер некоторых читален не дотягивает до офиса нового поколения, зато под рукой всегда окажется большой выбор полезной литературы, в том числе о бизнесе.
Нона этом власти останавливаться не планируют -в столице уже работают несколько государственных коворкингов: например, в районе Измайлово и в Троицке. Появиться должны ещё как минимум три: в Центральном Доме предпринимателя, а также в Центральном и Южном округах.
«В будущем такие центры будут работать в каждом округе Москвы. Сейчас мы продумываем концепцию, решаем, как сделать эти площадки максимально удобными. Коворкинги дают возможность открыть бизнес, которому не суждено было открыться. Они позволяют начать своё дело с минимальными издержками, и к тому же пообщаться с другими специалистами, которые могут помочь советом», - полагает Александр Колодезный, руководитель проекта по созданию сети государственных коворкингов.
Кроме стандартных услуг: Интернета, офисной техники, места для деловых переговоров, всё чаще предлагаются и дополнительные. Сегодня во многих центрах устраивают открытые лекции и бизнес-тренинги, на которых можно узнать как начать своё дело или привлечь клиентов. Стартаперы могут арендовать помещение для проведения собственных выставок, мастер-классов, презентаций или конференций. В некоторых столичных коворкингах можно получить консультации профессиональных экономистов и юристов.
Так, из «офисов на час» коворкинги превращаются в полноценные рабочие центры, которые стимулируют малый бизнес и дают возможность молодым предпринимателям претворить в жизнь свои полезные и порой нестандартные идеи.