> У светофора - юбилей! А что же дальше? - Аргументы Недели

//Общество

У светофора - юбилей! А что же дальше?

7 августа 2014, 22:25 [«Аргументы Недели», Екатерина Алтайская ]

argumentiru.com

Международным днем светофора считается 5 августа. Днем рождения этого изобретения – 5 августа 1914 года. В этот день в американском городе Кливленд, на перекрестке 105-й улицы и авеню Евклида, установили электроприборы с двумя  сигналами: красным и зеленым. Создал эти аппараты Джеймс Хог. Однако в действительности светофор намного старше – и появился он вовсе не в Америке.

Еще в ХIХ веке в Лондоне, у здания парламента, появился светофор для автомобилей.  Произошло это 10 декабря 1868 года. Создал  этот светофор специалист по железнодорожным семафорам Джей Найт.  У прибора было два семафорных крыла, и днем он работал как семафор, а ночью – как современные светофоры.  Когда на улице было светло, полицейский-регулировщик поднимал и опускал семафорные крылья аппарата: поднятые крылья говорили «стоп», опущенные под углом в 45 градусов указывали автомобилям – двигаться надо с осторожностью. В ночные часы  машинам  сигналили не крылья, а газовый фонарь:  он горел то красным, то зеленым светом. К сожалению, 2 января 1869 года этот фонарь взорвался – и серьезно ранил регулировщика. После этого от «светофорных» экспериментов на время отказались.

Через сорок с лишним лет попытки организовать дорожное движение продолжились – уже в США. Первый автоматический светофор в 1910 году разработал изобретатель из Чикаго Эрнст Сиррин. В 1912 году Лестер Вайр из Солт-Лейк-Сити изобрел первый электрический светофор – но не запатентовал его.

Интересный факт: первым изобретателем светофора можно назвать… знаменитого вавилонского царя Хаммурапи, который царствовал в 1793-1750 годах до нашей эры. По вечерам он заставлял рабов надевать на плечи большие коромысла с двумя чашами на концах. В этих  коромыслах была нефть. Ее поджигали, чтобы предупреждать водителей колесниц –  и таким образом регулировали дорожное движение.

Направо на красный: почему столетнюю традицию признали ошибкой

Первый светофор, установленный в Кливленде, разрешал автомобилям поворачивать направо на красный свет. Сегодня с него берут пример большинство американских светофоров.  Правда, в некоторых штатах – например, в Калифорнии и Нью-Йорке – поворот направо на красный сигнал запрещен. Запрещен он и в странах ЕС – на всех светофорах, где нет специальной зеленой стрелки. Сворачивать вправо на красный свет при отсутствии зеленой стрелки нельзя и в Белоруссии. На Украине эксперимент с поворотом направо на красный признали удачным еще в начале 2000-х годов – и табличка с зеленой стрелкой получила свое место в Правилах дорожного движения.

В нашей же стране мнения разделились: один из сотрудников Центра организации дорожного движения Москвы заявил, что стартовавший в 2013 году эксперимент с табличками  «Уступи всем, и можно направо» – неудачный.  Первый заместитель руководителя экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков отметил:  слова представителя ЦОДД противоречат данным, полученным в ходе эксперимента. Ведь на перекрестках Москвы, Подмосковья и Белгорода увеличилась пропускная способность – от 10% до 50%. А безопасность дорожного движения осталась прежней – и это подтверждено заключениями ГИБДД. Согласно этим заключениям, ни одна из аварий, произошедших за год на «экспериментальных» перекрестках, не связана с поворотом направо на красный.

При этом Правительство РФ собирается разрешить правый поворот на запрещающий сигнал светофора  во всей стране – и даже поручило внести изменения в Правила дорожного движения и еще в некоторые правовые акты.

Ситуацию  разъяснил координатор движения «Общество Синих Ведёрок» Петр Шкуматов: «Поворот направо на красный свет далеко не всегда безопасен – даже если  на светофоре горит разрешающая стрелка. Перекрестки бывают абсолютно разные, и разрешить  такой поворот на всех дорогах нельзя – иначе  повысится аварийность и смертность. Это очевидно.

Московский же эксперимент не стоит выеденного яйца. Суть его заключается в том, чтобы заменить постоянно горящую секцию светофора – зеленую стрелку – на металлическую пластинку. Дополнительная секция светофора со светящейся стрелкой стоит  5000 рублей. А металлическая пластинка – 500 рублей. И то, что это обсуждается на уровне правительства…

Может быть, на светофорах вместо желтого света стоит повесить картонку – для удешевления процесса?

На Украине – где эксперимент с поворотом направо на красный сигнал светофора признан удачным – тоже  есть большие проблемы. Я недавно вернулся из Крыма, где еще не успели поменять дорожные знаки. Так вот, сворачивать вправо на красный свет там разрешают металлические стрелки. Вечером и ночью эти стрелки не видно. Во многих местах они выцвели от солнца – и их не видно даже днем. В результате стрелки стали подсвечивать светодиодными элементами.

Мне очень смешно и грустно комментировать московский эксперимент. Такие вопросы недостойны внимания правительства».

 «Мистер светофор» и всеобщее автомобильное равенство

В 1914 году жители Кливленда еще не осознавали, зачем нужны светофоры: машин в городе было  не очень много. Однако в 1920 году застрял в пробках другой американский город – Детройт. Один из руководителей городской полиции – Уильям Поттс – не выдержал и  на собственные деньги создал и установил светофор.  На этом аппарате сигналов было уже не два, а три: красный, зеленый и…желтый. Скоро Уильяма Поттса стали называть «Мистер светофор»

В 1920 году светофоры установили и в Нью-Йорке. Пробки были ликвидированы: путь по некоторым улицам сократился от 40 до 10 минут. Правда, вскоре каждый 10-й нью-йоркский полисмен оказался регулировщиком при светофоре.  В то же время регулировщиков… становилось меньше: например, светофор на Потсдамской площади в Берлине (а им управлял всего один человек) заменил аж 11 стражей порядка (именно столько полицейских следило за движением на площади до того, как там установили светофор).

5 августа 1923 года чернокожий изобретатель Гэррэт Морган запатентовал первый автоматический светофор, который переключал сигналы сам. В объяснительной записке к  изобретению говорилось: теперь  все на дорогах будут равны – и ни водитель, ни полисмен не смогут решать, кто первым проедет перекресток.

Светофоры на службе у… экологов

В  нашей стране первый светофор появился только 15 января 1930 года — в Ленинграде, на пересечении Невского и Литейного проспектов (в то время они носили другие имена –  Проспект 25 октября и Проспект имени Володарского). 30 декабря 1930 года «электрический регулировщик» обосновался и в Москве,  на пересечении улиц Петровка и Кузнецкий Мост. А вот первый отечественный интеллектуальный  светофор появился в Липецке. «Умные» светофоры есть в Липецке и в наши дни: в часы пик они изучают дорожное движение – и сами решают, сколько времени  будет гореть зеленый или красный сигнал. Благодаря этому на  одном из самых проблемных перекрестков города почти исчезли пробки.

А еще липецкие светофоры сотрудничают с…экологами. Многие аппараты на главных улицах подключены к автоматизированной системе «Зеленая волна».  Светофоры работают синхронно – поэтому машины реже встречаются с красным сигналом и меньше стоят на дорогах.  Как показал  недавний эксперимент, благодаря этому в воздух Липецка попадает на 20% меньше выхлопных газов.

Говорят, что к юбилею светофоры «поумнеют»

Один из светофоров Липецка разрешает пешеходам вручную продлевать зеленый сигнал – для тех, кто не успел перейти дорогу. По некоторым сведениям, такие светофоры  должны были месяц назад появиться и в Москве – правда, лишь в качестве эксперимента.  Принцип работы столичных «умных» аппаратов очень прост: в «зебру» рядом со светофором  вставляют датчики, которые следят за движением пешеходов. Если зеленый свет вот-вот погаснет, а по переходу еще идут люди – датчики дают светофору распоряжение:  на 15-30 секунд повременить с красным сигналом.  Сколько будет ждать светофор – зависит от оживленности улицы. Останутся ли такие светофоры на московских улицах – будет зависеть от решения ЦОДД.

А вот в Новосибирском институте систем информатики Сибирского отделения РАН разработали «умные» светофоры не для пешеходов, а для водителей. Главная цель изобретения – бороться с пробками. Предполагается, что новые приборы объединятся в сеть, будут обмениваться  друг с другом данными о транспортных  потоках – и вовремя обнаруживать аварии.  Возможно, что аппараты сумеют даже предсказывать обстановку на дорогах на 10-20 минут вперед. Эксперименты показали: если оборудовать дороги новосибирскими светофорами, автомобилисты будут в 1.5-2 раза меньше ждать зеленого сигнала. Интересный факт:  в столице Казахстане Астане «умные» светофоры  программируют так, чтобы они помогали  передвигаться с комфортом не «водителям вообще», а лишь общественному транспорту.

Еще одна разновидность «умных» светофоров «видит» скорость, с которой движутся машины, номера автомобилей (если авто числится в угоне, «электронный регулировщик» тут же передаст сигнал в ГИБДД) и даже… погодные условия. Несколько лет назад первые такие светофоры были установлены в Москве, на Дмитровском и Волоколамском шоссе.

Пес Барбос и пешеходный кросс

Зеленый свет на пешеходных светофорах экономят не только у нас. В Великобритании провели исследование и выяснили: четверо из пяти английских пенсионеров не успевают перейти улицу на разрешающий светофорный сигнал.

В Белоруссии  время зеленого сигнала для пешеходов рассчитывают по специальной формуле: длина «зебры» делится на среднюю скорость движения человека  – 1,38 метра в секунду. Однако если зеленый свет должен гореть 22 секунды, а кто-то вышел на проезжую часть  не на 1-й, а на 11-й секунде, перейти дорогу спокойным шагом у него не получится. Придется бежать – или остановиться посреди проезжей части. Чтобы справиться с ситуацией,  в стране меняют режим работы светофоров. Если зеленый сигнал продолжается всего 22 секунды, то он  непрерывно светится лишь первые 3 секунды, а «оставшиеся» 19 секунд мигает так, как будто время для перехода улицы вот-вот истечет. Светофор как будто говорит пешеходу: не торопись, лучше дождись следующего разрешающего сигнала!

 А вот в Челябинске по инициативе ГИБДД поставили светофор «пешеходного» образца… для автомобилистов.  На нем есть специальное табло с секундомером. Как и приборы на «зебрах», аппарат ведет обратный отсчет времени. Теперь челябинские водители могут почувствовать себя пешеходами – и с горечью смотреть, как до завершения зеленого сигнала остается 3-5 секунд.

Чинить светофор строго воспрещается

По логике вещей, светофоры должны принадлежать государственным организациям. Однако в Москве есть  почти двести «электронных регулировщиков»,  распоряжаться которыми… город не имеет права. Ни на карте, ни в документах этих светофоров нет – поэтому их нельзя даже ремонтировать.  Проще убрать бесхозяйный прибор и поставить на его месте новый. Однако подключать агрегат к электросети достаточно дорого. А светофоры на солнечных батареях, которые успешно работают в некоторых провинциальных городах, в Москве пока что популярностью не пользуются.

Бывает, что с «ничейными» светофорами происходят курьезные случаи. Один такой светофор появился в столице в 1995 году рядом с пивным заводом Эфес Пилснер. Кто именно его поставил – теперь уже никому неизвестно. Однажды в аппарат врезалась фура… Центр организации дорожного движения отремонтировать прибор не смог – ведь по документам на этом месте никакого светофора нет. Значит, и деньги на ремонт выделить нельзя. Но вот какая незадача: без светофора на перекрестке никак не обойтись. Рядом с ним – не только пивзавод, но и бетонный завод. Оба предприятия постоянно гоняют туда-сюда грузовики. И вот,  руководство заводов «скинулось» на починку прибора  и «отрегулировало» агрегат так, как посчитало удобным. Настроить светофор оказалось не так уж просто. Он то и дело ломался или работал неправильно. Сотрудники ЦОДД не один раз пытались исправить ситуацию – и приезжали отремонтировать аппарат, но… стремясь защитить «частную собственность» от «посягательств», их неизменно выгоняла охрана пивного завода.   



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте