Познавательная геология, или романтика щебня
1 августа 2014, 11:41 [«Аргументы Недели. Камчатка», Вячеслав Немышев ]
Тридцать минут на машине от Петропавловска-Камчатского. Карьер Ольховый. Здесь добывают щебень для строительства дорог, мостов, причалов для рыболовецких судов, а также пирсов для атомных подводных лодок.
На карьере Ольховый специалисты камчатского отделения Росгеологии проводят взрывные работы - измельчают горную породу (гранодиорит) для дальнейшего производства строительного щебня. Карьер Ольховый расположен на безопасном удалении от населенных пунктов. Взрыв производится так, чтобы предельно уменьшить сейсмический эффект и разлет осколков. Такой взрыв готовится месяц. Для человека несведущего все происходит одномоментно. Бах! - полетели камни и глина. Мгновение это стоит титанических усилий многих и многих людей.
Итак по порядку.
Вначале на место приезжают маркшейдеры: блок горной породы подготовленный для взрыва (размельчения) разбивается на сетку с начальными и конечными точками.
Согласно утвержденного паспорта бурятся двести скважин глубиной по шесть метров. После этого вновь приезжают маркшейдеры с заказчиками и убеждаются в том, что разметка и бурение произведены по правилам и в соответствии с расчетными данными. Геологи приступают к заряжению скважин взрывчаткой.
Полнлстью фотогалерею про добычу щебня смотрите здесь
Опытный геолог, взрывотехник Сергей Станкевич рассказывает о технологии промышленных взрывов: «На Ольховой мы производим классический взрыв. Используем взрывчатые вещества на основе аммиачной селитры. Такой взрыв инициируется тротилово-гексогеновыми блоками с помощью электродетонатора. Чтобы достичь качественного дробления, снизить разброс осколков породы, мы применяем замедление. Взрыв всех скважин происходит не одновременно, а порядно. Сначала взрываются серединные ряды, потом по краям. Делается это для того, чтобы весь гранодиоритовый блок как бы сворачивался внутрь. Порода во время взрыва стремится туда, где наименьшее сопротивление, в данном случае в сторону уступа. Взорвав сначала середину, ослабляем прочность породы в середине блока - соответственно, крайние ряды, взрываясь, будут стремиться выбрасывать породу внутрь, как бы создавая вал, накидывать гору, кучу дробленой породы».
Объем заготовленного для взрыва базальтового блока составляет восемь тысяч кубометров. Гранодиорит. Это порода, которая в основном состоит из гранита и диорита, считается очень прочным и износостойким строительным материалом. Морозостойкость этого типа базальта более трехсот циклов. Если считать, что в зиму циклов разморозки-заморозки случается до десяти, то одного гарантийного использования гранодиаритового стройматериала хватит на тридцать лет, то есть на цикл до одного капитального ремонта объекта строительства — дороги, пирса, моста.
Говорит Борис Мухаммеддинович Абылгазинов, заведующий складом взрывматериалов: «В подготовленные скважины закладываем взрывчатку — эмулсолит. Пакеты, в которые упакована эмульсия перед закладкой вскрываются, чтобы вещество растеклось и заняло объем на дне скважины. В каждую скважину загружаются семь упаковок эмульсолита. В общей сложности для взрыва восьмитысячного блока используется около шести тонн взрывчатки. Далее в эмульсию погружается так называемый «боевик», который будет инициировать подрыв основного взрывчатого вещества. Для подрыва «боевика» в свою очередь используется шнур ДШ. Из ДШ монтируется магистраль — с помощью ДШ детонация на расстоянии передается на «боевик». Импульс подается вручную специалистом взрывником с помощью электродетонатора. Люди находятся на безопасном удалении от места подрыва, не менее четырехсот пятидесяти метров».
Взрыв был произведен в установленное проектное время. После взрыва специалисты осмотрели результаты работ. Выход негабарита, неразмельченных базальтовых глыб, составил не более десяти процентов, что укладывается в проектные установки. Дальше вступают в работу экскаваторы, тяжелая техника, камнедробилки. Бригада геологов, взрывотехников продвигается по этому уровню вперед, начинает размечать и бурить следующий блок.
Сергей Станкевич подводит итоги работы, озвучивает перспективы: «Бригаду взрывников-геологов мы отправляем в Вилючинск на карьер Приморский. Там нужны глыбы для отсыпки пирса. На Камчатке несколько карьеров: Ольховый недалеко от поселка Северные Коряки, Николаевский в пяти километрах от города Вилючинск, Петровская сопка на территории города Петропавловска-Камчатского. На Петровской взрывали только один раз. Специально для этого закупили невзрывные источники инициирования - СИНВ. В системе СИНВ есть взрыватели скваженные и поверхностные. Комбинирование их дает возможность каждую скважину взрывать в отдельности: взрывают с определенным интервалом, расчет зависит от горной породы, интервал между взрывами двадцать-тридцать миллисекунд. Тем самым снижается сейсмический эффект, разлет осколков, дробление получается более качественнее. Если разом взорвать - вся порода просто взлетит на воздух, разорвется как попало. Такие системы есть у нас на складе, мы их бережем для работы в городских стесненных условиях, рядом с дорогами, промышленными объектами».
На сегодняшний день в Вилючинске есть аварийный объект - стометровая труба, которая может самопроизвольно обрушиться. До ближайших строений не более ста метров. Сейчас идут переговоры о производстве работ по сносу данного аварийного объекта.