Эх, а вот как раньше бывало на выборах весело и хлебно! Один кандидат ставит лавочки у подъездов, другой – меняет входные двери, третий, не шибко богатый, раздаёт продуктовые наборы или на крайний случай заваливает почтовые ящики цветастыми и полезными справочниками «важных номеров». Мелочь, а приятно. Да и в хозяйстве может сгодиться. Недавно в одном дворе наткнулся на футбольную площадку с надписью «Ротор - детям» и подпись «В. Горюнов». Это, если кто забыл, выборы в Государственную думу 2003 года. И ведь до сих пор стоит. И не одна такая ведь в городе.
Нынче подобных аттракционов невиданной щедрости не будет. Во-первых, слишком затратно и не слишком эффективно. Один из кандидатов, прошедший в прошлом году горнило городских выборов, сетовал на жителей. «Ты представляешь, я на округе в каждом дворе поставил по детской площадке. А они, гады такие, так за меня и не проголосовали» - обиженно тянул кандидат теперь уже выборов в областную думу. Теперь он решил действовать рациональнее. Как? Догадываетесь сами, а писать не будем, чтобы прокуратура не усмотрела в материале информации о подкупе. Во-вторых, если ты оппозиционный кандидат, то тебя могут за аттракционы щедрости снять с предвыборной гонки. А если и не снимут, то нет гарантии, что вложения окупятся. Ведь, как сказал один прозорливый человек, «не важно, как проголосуют, важно, как посчитают». А если ты кандидат от партии власти, то и заморачиваться с разными подношениями электорату тебе не нужно – всё в принципе и так на сегодняшний день понятно. Важно, сколько людей ты приведёшь на избирательный участок через сеть агитаторов – только от этого и зависит твоё место в парламенте.
Конечно, можно сколько угодно рассуждать о демократичной загранице, где в первую очередь бьются люди и программы. Но, во-первых, это не совсем верно. Программы кандидатов читают от силы 5% избирателей. Что в России, что за рубежом. Во-вторых, сама система волгоградского парламентаризма содержит один неизживный порок – депутатский фонд. Любой депутат с мозгами, попав один раз в своё кресло и грамотно распорядившись своим фондом, получает не только солидные финансовые ресурсы на свои следующие выборы, но и армию благодарных избирателей, которым он из этого самого фонда как-то помог. Наконец, в-третьих, российские политики себя сегодня настолько дискредитировали, что люди просто перестали верить в какие-либо программы или обещания. Да и, откровенно говоря, среднестатистический избиратель едва ли вспомнит, что обещал конкретный депутат или партия не то, что на прошедших пять лет назад выборах, но даже год назад.
Вы помните, что обещала «Единая Россия» год назад? Большинство ответят «нет», потому что ни одно из тех обещаний так и не было выполнено. А КПРФ? Та же история. Это правило действует и для остальных партий. Просто потому, что политики забывают о своих обещаниях. Вот и приходится избирателю поступать ситуативно. «Проголосую за тебя, если у нас здесь лавочки появятся», - говорит избиратель. И политику остаётся либо на свой страх и риск эту самую лавочку поставить или очень убедительно пообещать сделать это после выборов. Потому как избиратель ведь тоже уже много раз был обманут, а значит, новенькая лавочка/детская площадка/почтовый ящик не являются гарантией того, что человек пойдёт и проголосует. Грубо говоря, сегодня на выборах и политик и избиратель выглядят как шулеры. Но ведь от такой практики надо отказываться. Иначе, зачем нам вообще выборы?
Александр САЙГИН