Аргументы Недели. Волгоград → Общество

Мы помним это с детства, а может, и не с детства, а может, и не помним, но будем вспоминать

, 09:00

Если вы хотите начать рисовать, но волнуетесь, что у вас это не получится, не можете преодолеть страх перед холстом и красками, возьмите пластилин. Как преодолеть психологический барьер и самовыражаться в живописи, «Аргументам недели» рассказал художник Михаил Ясеновец, чьи выставки проходят сейчас в Волгограде.

 

- Как вы докатились до жизни такой, что начали писать пластилином? Или правильнее может сказать, создавать картины из пластилина?

 

- Пластилин меня привлекал давно. Можно сказать, практически с рождения…

 

- Не удивительно, почти все берут его в руки ещё в детском возрасте.

 

- Ну, а если серьёзно, то после посещения выставки импрессионистов, которую привезли в московский музей имени Пушкина, страшно захотелось рисовать. Это было классе в 7-ом школы. Но купить качественные краски и кисти было тогда проблемой. А пастозные мазки импрессионистов очень похожи на пластилин. Я и попробовал этот материал. Оказалось, что им очень легко начинать писать. Многие отмечают, что когда появляется желание рисовать, возникает некий психологический барьер – какую кисть взять – их ведь очень много, как подготовить краски и многие другие технологические вопросы, встающие перед начинающим художником. С пластилином все намного проще. Это только работа руками, и она очень быстро позволяет человеку проявить свой стиль – то, что приходит к художнику, когда он владеет своим инструментарием в совершенстве.

 

- Все-таки любой материал предполагает наработку техники. Сами ли вы её нарабатывали или были какие-то учителя: создатели культового мультфильма «Пластилиновая ворона», например?

 

- Когда смотрел пластилиновые мультфильмы, у меня возникла масса предложений к создателям. Я бы мог дать хорошие рекомендации, как это можно сделать ещё живописнее. Но это отдельная тема. За годы работы, я изучил свойства практически всех марок пластичного материала. По крайней мере, всех известных производителей знаю точно. И, конечно же, интересовался, кто ещё занимается подобной живописью. Но этот интерес возник уже после 10-15 лет моего пластилинового творчества, когда основные приемы были наработаны и закономерности процесса понятны.

 

- Но ведь это недолговечный материал. Хотя бы по сравнению с красками. И более подвержен температурным перепадам. То есть даже если создан шедевр, он недолговечен?

 

- Первый советский пластилин действительно был очень мягким, с резким неприятным запахом. На солнце он быстро плыл. И к тому же цветовая палитра была небогатой. Но современные марки совсем другие по составу, и качество другое. Технологический режим отливки – примерно 70-90 градусов. Поэтому картину, чтобы она потекла, нужно хранить, как минимум, в сауне. К тому же толщина мазков – миллиметровая, плавиться могут начать толстые куски, а с мазками на поверхности холста ничего не случится. Одна из моих картин висит уже 29 лет в Туапсе, причем, большую часть дня  на неё падают солнечные лучи, но с ней ничего не происходит. К тому же, сделана она ещё «тем» - не лучшим пластилином.

 

- Кто из художников вам ближе?

 

- Импрессионисты. Очень люблю французов, но чем больше погружался в них, тем более понимал, что русские – тоже великие, просто менее распиаренные. К примеру, Константин Коровин затмевает любого из французских импрессионистов. На мой взгляд, наша школа, тот же Левитан, намного сильнее.

 

- Вы пишете как копии, так есть и собственные сюжеты?

 

- Да. Уже, наверное, понятно, что меня вдохновляют импрессионисты. Мне не нравится называть это копиями. Это те же сюжеты, но сделанные в пластилине. Где-то, может, меняю свет, композиционно перестраиваю. Это моя интерпретация. Есть также и собственные картины. Я считаю, для того, чтобы научиться рисовать, надо много пересмотреть других картин, понять, как это делали другие.

 

- Вас никогда не упрекали в том, что вы просто выпендриваетесь? Вот Леонардо или Рубенс – те могли. А сейчас придумывают какие-то перфомансы, используют необычные материалы…

 

- У меня был опыт общения с одним московским продюсером, которому, в общем-то, нравилось моё творчество. Но как-то он мне сказал: «Знаешь, старик, это не совсем то. Сейчас людей интересует концептуальная живопись». На мой вопрос, как он себе это представляет, получил примерно следующий ответ: «Вот берешь потрошёную акулу, опускаешь её в сероводород, и в жидко-агрегатном состоянии подвешиваешь на проволоке, подсветив лазером». На мой взгляд, это чушь, которую подхватили где-то за границей и притащили к нам, чтобы разломать наше представление о прекрасном. Гениально когда-то сказал Ренуар: «Живопись создана, чтобы украшать стены». Это банально, но эстетически очень правильно. Я не уверен, что кто-то захочет в своей спальне или гостиной повесить потрошёную акулу. Только маньяк.

 

- Вы противник концептуализма?

 

- Не хочу ругать всё. Есть хорошие интересные находки, и они ближе к искусству, но много и идиотизма, которым художественный мир переполнен. К тому же, в пластилине гораздо больше концепта, чем в потрошёной акуле. Пластилиновая техника показывает, что огромная масса людей может начать рисовать, самовыражаться. И, кстати, одна из моих знакомых художниц как-то сказала: жаль, что так поздно открыла для себя этот удивительный материал. У неё развилась аллергия на растворители, и на долгое время пришлось забросить  краски и живопись, пока не взялась за пластилин. Теперь она в восторге, что может снова писать. Пластилин - это очень благодатный материал, попробуйте!

 

Наталья СПЕКТОРОВА

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram