Под занавес сезона в 110 детском саду Центрального района Петербурга устроили настоящий праздник. Дошколята под руководством воспитателей показали, чему научились за год, совершив театрализованное «путешествие» в страны Древнего мира, Западной Европы и разыграв костюмированный бал в стиле императорского Петербурга со стихами, романсами и, конечно, танцами – вальсом, полькой, полонезом, котильоном… Погрузиться в эпоху минувших веков юным петербуржцам помогают занятия в Государственном Эрмитаже, с которым детский сад дружит уже более четверти века.
В начале 80-х легендарный директор Эрмитажа академик Борис Борисович Пиотровский увидел в музейных залах стайку совсем маленьких ребятишек, которые чинно следовали за воспитательницей, с интересом рассматривали и весьма квалифицированно обсуждали экспонаты. Удивился. Подошёл познакомиться. Оказалось, это самые обыкновенные ленинградские мальчишки и девчонки из садика завода «Электропульт», что практически на окраине города, и привела их во взрослый музей заведующая Надежда Кутьина. Пиотровский приехал в детский сад, познакомился с программой воспитания малышей, побывал на костюмированных праздниках.
Дружба с Эрмитажем окрепла, когда главный музей Северной столицы возглавил Михаил Борисович Пиотровский. В 90-е годы заводу оказалось не по силам содержать дошкольное учреждение, его закрыли, а удивительный педагогический коллектив город сохранил, переведя в центр Петербурга на набережную Фонтанки. Между Государственным Эрмитажем и детским садом заключено официальное соглашение о сотрудничестве. Музей, чем может, помогает садику и считает его своим.
А видели бы вы, как запросто и со знанием дела дошколята общаются с Михаилом Пиотровским, когда он приезжает к ним в гости. Любопытно, что ребята говорят по очереди, почти не перебивая друг друга, и стараются отвечать полными предложениями.
– Что вам понравилось на этот раз в Эрмитаже? – спрашивает Михаил Борисович.
– «Персей и Андромеда» – картина, как Персей спасает Андромеду от чудища.
– А кто художник? – проверяет директор Эрмитажа.
– Рубенс. Только мне непонятно, зачем Персею нужны крылатые сандалии, когда у него есть крылатый конь Пегас?
– Наверное, на всякий случай, – предположил Пиотровский. – Мы же ездим в машине, а ботинки не снимаем. Но вопрос правильный…
– А я думаю, ботинки нужны Персею, чтобы не обжечь себе ноги.
– Вполне может быть. От дракона же тепло идёт!
Такие разговоры могут длиться часами – сколько позволяет плотный график Пиотровского.
– Детский сад совершенно потрясающий, – рассказывает директор Эрмитажа,– уникальный, а, главное – рождает необыкновенный оптимизм. Дети любят историю, изучают разные культуры, стараются понять на своём уровне; очень метко схватывают детали и спрашивают совершенно нестандартные вещи: «Почему у Персея у Рубенса и конь летящий, и на сандалиях ещё крылья – зачем и то и другое?», – значит, они внимательно рассматривают картины, думают, и это здорово. Нам очень приятно, что мы шефствуем над этим садом. Известно, что воспитание заканчивается в 4–5 лет, потом уже ничего не сделать. Дети, которые проходят такое воспитание культурой цивилизации, они в этом живут, каждый год, в разных культурах – это самое большое удовольствие и счастье, которое есть у человека: иметь возможность принимать цивилизации, как свои.
Уникальная программа этого детского садика рассчитана на четыре года, от младшей до подготовительной группы.
Придумала оригинальные методики заведующая 110-м «Эрмитажным» детским садом Центрального района Петербурга, Отличник народного просвещения России Надежда Кутьина:
– Обычно в детских садах дублируют школьную программу: учат считать, читать – то есть тому, что потом ребята ещё раз будут проходить в школе. Мне кажется, в самом раннем возрасте надо развивать ребёнка и закладывать фундамент для того, чтобы в жизни он мог выбрать то, что ему интересно. Не может же он жить одной учёбой! Поэтому возникла такая идея – привести детей в музеи: Пушкина, Русский, Этнографический, Зоологический и, конечно, в Эрмитаж. Нам повезло. Мы живём в Петербурге, у нас есть возможность воспитывать детей на подлинниках. Эрмитаж очень удобен для детей. Там огромное разнообразие экспозиций: не только картины, но и очень много удивительных предметов, что малышам близко и понятно. На самом деле, это не так сложно – адаптировать искусствоведческий материал для детского восприятия. В игре, через эмоции ребятишки постигают мировую культуру. И эти впечатления, знания у них останутся надолго.
Чтобы ребёнок хорошо усваивал материал, мы 2–3 месяца готовим его к постижению музейных ценностей, «играем» в ту или иную эпоху. У нас дети в Эрмитаже не столько получают новые знания, сколько закрепляют полученные.
С трёх до пяти лет ребёнок погружается в русскую и славянскую культуру – через сказки у печки, игры, песни, живопись, архитектуру. К пяти годам он готов воспринимать европейское искусство. В Петербурге переплетено множество культур и Европы, и Азии. Мы стараемся подготовить малыша, чтобы он знал – что в нашем городе есть и египетские, и греческие, и китайские памятники, и русские, конечно.
Общение с прекрасным делает душу добрее, а сердце мягче. Изучая искусство, ребята осваивают хорошие манеры: как надо приходить в гости, как ухаживать за девочкой, как нужно себя вести, развлекать друг друга, не мешать друг другу, помогать друг другу, а главное – быть человеком. И чем многообразнее будет наша программа в детских садах, тем ребёнок будет духовно богаче.