В преддверии единого дня голосования, который пройдёт 14 сентября 2014 года, на первый план выходит вопрос: за что же отвечает губернатор? Понятно, что есть вполне конкретный, определённый законами круг полномочий и сфер ответственности должностного лица. Но с другой стороны, неистребимо в российском обществе убеждение, что «главный» отвечает за всё, значит, губернатор в ответе за всё, что происходит в регионе.
Вот, к примеру, Мурманская область, жители которой 14 сентября будут выбирать губернатора. Основной претендент на победу – врио губернатора Марина Ковтун, губернатор области с апреля 2012 по май 2014 года. И список «болевых точек» региона, за который ответственен губернатор, тут весомый:
мазутозависимость региона;
расселение ветхого и аварийного жилья;
борьба с коррупцией;
экология;
размер минимальной заработной платы;
низкие темпы ввода нового жилья;
газификация;
ЖКХ;
проблемы сельского хозяйства;
поддержка малого бизнеса;
отсутствие института самовыдвижения кандидатов в губернаторы.
Можно добавить ещё низкие среднегодовые температуры воздуха и слишком длинную полярную ночь.
Да, Мурманская область – проблемный регион, начиная с географического положения и климата и кончая уровнем жизни и демографической ситуацией. Проблемы копились не годами – десятилетиями, и многие проблемы связаны между собой. Как расселение ветхого жилья и темпы нового строительства. Проблемы ЖКХ и борьба с коррупцией. Кстати, самое громкое антикоррупционное дело в Мурманской области – арест фактического владельца энергетического монополиста «Колэнергосбыта» Г. Шубина – случилось при Марине Ковтун. А темпы жилищного строительства в 2013 году остались на уровне 2012‑го, когда темпы роста были самыми высокими по СЗФО.
Два года назад первейшей задачей региональной власти в Мурманске было налаживание отношений и выстраивание системных связей между здоровыми силами региона. Марина Ковтун с этой задачей справилась. Можно говорить, что на сегодня, при всех сохраняющихся сложностях, налажен диалог с элитами, осуществляется взаимодействие с ключевыми предприятиями области (причём не только на территории, но и с головными органами в Москве), разработана инвестиционная стратегия региона, интересы Мурманской области успешно лоббируются в государственных органах власти.
В итоге за прошлый год область по сводному индексу социально-экономического развития поднялась с 53-го на 42-е место среди субъектов РФ. И кому, как не губернатору, продолжать заниматься всеми этими проблемами.