28 августа исполняется 100 лет со дня начала Первой мировой войны, а 1 августа грядёт вековой юбилей вступления в неё России. Война продолжалась несколько лет, в ней погибли миллионы людей. Бытует мнение, что если бы не Октябрьская революция 1917 года, то наша страна вошла бы в число победителей. А так – на протяжении десятилетий «империалистическую войну» предавали забвению, и только в последние годы происходит её возвращение в историю Отечества.
Об «украденной победе», о причинах многолетнего забвения той войны и о нынешнем положении дел с её изучением и увековечиванием памяти героев обозреватель «Аргументов.ру» побеседовал с президентом Российской ассоциации историков Первой мировой войны, главным научным сотрудником Института всеобщей истории РАН, доктором исторических наук, профессором Евгением Сергеевым.
- Почему Первая мировая война оказалась в нашей стране забытой?
- Потому что на протяжении долгих десятилетий власть не поддерживала её изучение, и в массовом сознании война не очень «отпечаталась». Существовало решение ЦК КПСС, признававшее исследования на данную тему «неактуальными». В данном смысле Советский Союз очень отличался от стран Запада, где Первая мировая война считается «великой», и её подробно исследовали на протяжении десятилетий.
В советское время её изучали как историю отдельных сражений – причём и в 1920-е, и в 1930-е гг. Большое внимание уделялось Брусиловскому прорыву 1916 года – но отнюдь не только ему. Отдельно стоит сказать об изучении деятельности партии большевиков в ту эпоху. Это исследовали много и подробно, поскольку по понятным причинам на это существовал запрос «сверху». Но речь шла скорее об изучении отдельных аспектов, а не о войне в целом.
- Что изменилось в этом плане за последние годы? Как сегодня государство участвует в памятных мероприятиях к 100-летию войны?
В последние 20 лет из забытой война превратилась в объект всесторонних исследований. Наша ассоциация была создана в 1992 году, и с тех пор многое сделано для того, чтобы о Первой мировой вспомнили. И сегодня о ней говорят и в обществе, и во властных кабинетах. День начала войны – 1 августа – включили в календарь памятных дат. По инициативе Владимира Путина создали Оргкомитет по отмечанию 100-летия Первой мировой. Возглавил его председатель Госдумы, руководитель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.
Среди мероприятий, приуроченных к памятной дате, можно выделить открытие музея Первой мировой войны на основе трофеев в Пушкине (бывшем Царском Селе). О его создании радел ещё император Николай II. 1 сентября 2014 года в школах пройдут уроки, посвящённые той войне. Российское военно-историческое общество, Государственный исторический музей, Музей современной истории в Москве, Росархив и многие другие организации готовят тематические выставки. В большинстве областных центров проводятся конференции по Первой мировой войне с участием представителей власти и
общественности. В скором времени на Поклонной горе в Москве откроется памятник героям войны.
- Как обстоит дело с архивами? Все они сегодня открыты, все ли фонды доступны?
- Сегодня в России открыты практически все архивы, хранящие материалы о Первой мировой войне. Другое дело, что в советские времена значительную часть документов уничтожили. Так, макулатурой сочли часть служебной документации того времени, хотя еще в период демобилизации старой, императорской армии весной 1918 года избавлялись от штабных документов, в частности, имевших отношение к военной разведке, чтобы они не достались наступающим немцам. Две крупные волны уничтожения пришлись на 1930-е и 1950-е гг. В ту эпоху архивы находились в ведении НКВД и органов госбезопасности.
Сегодня основная часть документов хранится в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА), Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Архиве внешней политики Российской империи (АВПРИ), Российском государственном историческом архиве (РГИА) и, конечно, практически в каждом областном архиве. Из зарубежных архивов можно отметить фонды в Праге, крупную коллекцию документов по России в английском Лидсе, Гуверовский фонд в американском Стэнфорде. В Нью-Йорке есть Бахметевская коллекция…
- Перейдём непосредственно к событиям начала ХХ века. Сейчас часто говорят, что Россию втянули в ту войну. А был ли у неё шанс избежать такого «втягивания»?
- Нет, избежать войны было нельзя. Россия имела тесный союз с Францией, и уклонение от выполнения союзнических обязательств повлекло бы за собой потерю лица нашей страны как великой державы. Кроме того, у нас были сильны панславистские настроения. Когда Австро-Венгрия напала на братскую Сербию, это вызвало подъём патриотических чувств. Можно также отметить, что в 1908 году, несмотря на протесты России, Австро-Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину. Те события у нас окрестили «дипломатической Цусимой», а отношения с империей Габсбургов прошли точку невозврата. Поэтому летом 1914 года российское общество не простило бы власти новых уступок.
Нужно иметь в виду, что войну в нашей стране хотела практически вся общественность. Правым она была нужна для укрепления самодержавного режима, левым – напротив, для его свержения. Генералитет везде и всегда настроен на войну – с ним всё понятно. Творческие люди вроде Владимира Маяковского и Велимира Хлебникова тоже пришли в восторг от войны. Против войны выступали разве что толстовцы – но это капля в море.
Большое заблуждение считать, что пролетарии не хотели войны. Ведь она влекла за собой появление новых рабочих мест, рост зарплаты, государственные заказы для заводов. Скажем, будущий генеральный секретарь ЦК КПСС, а в годы войны молодой слесарь Никита Хрущёв, зарабатывая в месяц более 40 руб., мог позволить себе снимать для семьи отдельную квартиру, причем обеды для членов семьи готовила нанятая кухарка. Что касается крестьян, то им могли от государства быть переданы земли, принадлежавшие немцам-колонистам. Особенно на это надеялись фронтовики. Семьи тогда были большие, в армию забирали одного из трёх-четырёх, а то и больше сыновей. Так что о потере единственного кормильца речь тоже не шла.
- Кого можно выделить среди героев Первой мировой войны? Были ли в те годы сражения, сопоставимые со Сталинградской битвой или Курской дугой?
- Начнём с героев. Кавалерист Фёдор Келлер, лётчики Александр Казаков, Пётр Нестеров, Леонид Ефимов, моряк Николай Бартенев, артиллерист Александр Ильясевич, казак Козьма Крючков, разведчик Николай Пунин… Имена героев можно перечислять очень долго. Среди них были и рядовые бойцы, и младшие, и старшие командные чины.
Что касается битв, то на австрийском фронте вспоминаются Галицийская битва 1914 года и Брусиловский прорыв 1916 года. С Австро-Венгрией мы воевали весьма успешно. С Германией в целом сражались неудачно, но успехи были и тут, например, Гумбиненское сражение августа 1914 года или Варшавско-Ивангородская операция осенью того же года. Вспомним оборону крепости Осовец, которую немцы трижды штурмовали в 1914-1915 гг. – в том числе и прибегая к газовым атакам. Город Сморгонь прозвали «русским Верденом» за то, что он много раз переходил из рук в руки.
Наконец, Моонзундское сражение на Балтике в октябре 1917 года, хотя и проигранное русскими, но показавшее противнику, что значительная часть старой, императорской армии, которую большевики уже «списали со счетов», готова продолжать войну совместно с союзниками по Антанте (в составе Балтийского флота успешно действовали британские подводные лодки) до победы.
Не стоит забывать и о том, что в сражениях на Кавказском фронте против войск Османской империи русская армия не знала поражений. Здесь вспоминаются Сарыкамышское сражение 1914 года, Эрзерумское сражение и Трапезундская операция 1916 года… Русские офицеры и солдаты воевали с большой охотой. Желание сражаться у многих не исчезло даже осенью 1917 года, когда, как считают многие, армию уже окончательно разложила большевистская пропаганда.
- Евгений Юрьевич, на ваш взгляд, была ли Россия готова к Первой мировой войне?
- Недостаточно готова. Россия стремилась оттянуть начало войны. Армия претерпела существенные реформы после неудачной русско-японской войны 1904-1905 гг., в 1912-1914 гг. были приняты крупные программы перевооружения армии и флота. Но они, как известно, должны были завершиться лишь к 1918-1919 гг. Наша страна по уровню социально-экономического развития могла сравниться с Австро-Венгрией или Италией. Германии и странам Антанты Россия уступала.
- Сегодня порой говорят, что большевики украли у нас победу. Если бы не они – Россия вошла бы в число победителей…
- Вопрос крайне непростой. С одной стороны, большевики, безусловно, внесли свою лепту в то, что среди победителей нас не оказалось. Октябрьская революция и их пропаганда в тылу и на фронте нашему укреплению точно не способствовала. Но всё же сваливать всю вину на них нельзя. Разброд и шатание в верхах в 1916-1917 гг., распутинщина, коррупция и кумовство при царской власти и Временном правительстве тоже сыграли свою отрицательную роль. Если бы Россия после выборов в Учредительное собрание удержалась на «демократической волне», всё могло пойти иначе. Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения…