Министерство регионального развития России признало Инвестиционную стратегию Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года соответствующей требованию Стандарта деятельности исполнительных органов государственной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Документ, содержащий взаимосвязанные по целям, задачам, срокам осуществления и ресурсам целевые программы, отдельные проекты и мероприятия, обеспечивающие рост инвестиций в регионе, вышел убедительным.
Стратегия содержит подробный анализ существующего положения вещей, и теперь желающему оценить сильные и слабые стороны Мурманской области, имеющиеся возможности и грозящие риски больше никуда не надо ходить – всё изложено в документе.
По словам и.о. губернатора области Марины Ковтун, основная задача – создать такие условия, каких нет в других регионах, чтобы инвестор выбирал для своих проектов именно Мурманскую область.
Однако тут есть и серьёзные риски, главный из которых – диспропорция в развитии муниципальных образований региона. Сложившаяся карта области представляет собой цепочку в той или иной степени обустроенных моногородов, которые «нанизаны» на федеральную трассу от Норвегии к Петербургу. А вокруг, на территории большей, чем площадь Швейцарии и Австрии –покинутые и неразвитые территории.
Но помимо транспортной инфраструктуры, необходимой для развития любого региона, объединить Мурманскую область и выравнять уровень развития её муниципальных образований способна туристическая отрасль.
Однако строительство шикарной гостиницы в самом уникальном месте не будет эффективным вложением, если вокруг неё будут стоять хижины и бараки, десятилетиями не видевшие ремонта. И создатели инвестстратегии Мурманской области об этой банальной истине не забыли. Об этом говорит хотя бы проект создания гостиничного комплекса Zhivago Wilderness Lodge в посёлке Никель, который сопровождается масштабным благоустройством прилегающих территорий.
Отдельно стоит выделить проект «Морская гавань», который позволит создать качественно новый вид города Мурманска – «Ворот в Арктику» со стороны моря, а также решить существующую проблему по приёму больших круизных судов.
Набережная любого приморского города в мире – его «золотая миля», где недвижимость самая дорогая в округе. Это кафе и бары, бутики и галереи, любимое место прогулок и встреч. В Мурманске же пока нет набережной. Поэтому проект «Морская гавань» – это инвестиция в будущие инвестиции. Логично, что заказчиком проекта в этом случае выступает правительство области. И было бы исключительно целесообразно распространить эту практику на всю территорию Мурманской области.