О том, как уберечь более 30 млн. наших молодых сограждан от вируса нездорового национализма, говорили на очередном заседании Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ.
Призрак Украины
Махровый национализм, под флагом которого разворачивается катастрофа в соседней Украине, заставил многих в России задуматься о возможности появления этой заразы в нашей стране. И хотя формально этот сбор Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ был посвящён культуре и образованию в укреплении единства и согласия, гражданском и патриотическом воспитании молодёжи, об Украине так или иначе сказал каждый выступивший, включая Путина. Впрочем, сам президент придерживался обтекаемых формулировок про «некоторые страны», где «возрождаются и набирают политический вес неонацистские организации» и стремятся к власти под лозунгом этнической и религиозной нетерпимости.
Но члены Совета выражались более конкретно. Директор Института российской истории Юрий Петров назвал одной из причин появления «поколения майдана» воспитание «на основе шовинистического национализма и русофобии». Он предложил включить «Историю Отечества» в перечень обязательных ЕГЭ, а также разработать школьный курс «История и культура народов России».
Рискну предположить, что от этой идеи содрогнулись те самые учителя, о роли которых в воспитании молодёжи так много говорилось на нынешнем Совете. Учебное время ведь не резиновое. Вот подсократили часы на изучение русского языка, и результаты последнего ЕГЭ по этому предмету шокировали всю страну. Историю и культуру народов России было бы разумнее интегрировать в уже существующие гуманитарные курсы общеобразовательной школы. Этот путь трудоёмкий, но более действенный. Не только один специальный предмет, а вся школьная программа должна быть пронизана фактами истории и культуры совместной жизни сотен народов государства Российского.
Жить настоящим
Воспитать патриота и ответственного гражданина всегда было непросто. Увы, одной волшебной ниточки, за которую потянешь, и все вдруг станут приверженцами дружбы народов, не существует. То, что молодёжь наша живёт в ситуации массированного информационного воздействия со стороны, мягко скажем, недружественных России сил, надо принять как данность. И учиться выигрывать на этом поле бой за настроения каждого нового поколения.
Академик Валерий Тишков заговорил о, казалось бы, отвлечённой проблеме отрицания взрослым населением новейшей истории своей страны, которое он характеризует как некое безвременье. Для молодёжи это означает отрицание всей их 20‑летней жизни, порождает апатию и настроения «валить». То, что дети всегда копируют своих родителей, – знают все, но почему-то забывают, когда речь заходит не о конкретной семье, а о стране в целом. Но ведь страна – это по большому счёту тоже семья, только большая. Валерий Тишков заговорил об уважении старших, о ценности жизненного опыта, о преемственности поколений – всё это, по его мнению, надо включить в новый учебник по обществознанию.
Коррекция фанатов
Неожиданным было услышать от академика предложение о «коррекционной работе с субкультурой спортивных болельщиков» в преддверии следующего чемпионата мира по футболу. А вот то, что Тишкова в этом вопросе поддержал лидер национально-культурной автономии греков Иван Саввиди, нет ничего удивительного. Этот российский бизнесмен владеет контрольным пакетом акций футбольного клуба ПАОК из Салоников (Греция) и наверное знает, о чём говорит, когда предлагает для укрепления российской нации активно работать с футбольными фанатами.
Сложно найти сферу жизни, не связанную с национальной политикой. Вот и министр культуры РФ Владимир Мединский справедливо заявил, что она неотделима от политики культурной. А следом с жаром обрушился на мультикультурализм Западной Европы:
– Тактика консервации множества изолированных субкультур без объединяющего культурного центра завершилась полным крахом в Германии, во Франции, других странах Европы, где индусы, арабы, турки попросту игнорируют обычаи и язык страны пребывания. При этом официально отвергнутые самой Европой подходы не мытьём, так катаньем навязываются нам через либеральную прессу в качестве образцов для подражания.
Удивительно, что министр попытался поставить на одну доску такие совершенно разные вещи, как проблема мигрантов в странах Запада и российские реалии изначально многонационального населения России. Впрочем, Мединский, не сбавляя темпоритма, виртуозно вышел на тему театров, музеев, внутреннего детского туризма и в качестве финального аккорда настоятельно попросил увеличить финансирование своего ведомства на все эти благие цели.
Сложности дефиниций
Забавный момент возник, когда глава Минкульта пригласил Путина на своё мероприятие в Сочи – Всероссийский фестиваль традиционной народной культуры. Глава государства искренне, но безуспешно попытался выяснить, есть ли в стране «нетрадиционная» народная культура или он просто отстал от жизни.
Смех смехом, но то, что в стране до сих пор толком не разработан понятийный аппарат для описания национальной политики, – это факт. Поручение учёным на сей счёт было дано ещё по результатам первых заседаний Совета. И подвижки в этом вопросе наверняка есть, но если даже федеральное ведомство по культуре умудряется запутаться в терминах, то что уж ждать от муниципальной власти какого-нибудь Пугачёва, которая теперь отвечает за межнациональную обстановку в своём районе.
Когда для описания сути происходящего нет новых определений, то в ход идут старые, проверенные временем. Вот уже набирает силу советский термин «дружба народов». Тот же Мединский объяснил, что понимает под ним «уважение, любовь, знание и понимание традиций, а самое главное – общее соработничество, совместный труд во имя общих целей». Ну что ж, пока не появится внятный словарь дефиниций для массового общественно-политического употребления, все обречены вот так каждый раз объяснять, что имеют в виду.
Ускорить появление словаря, как, впрочем, и решить многие проблемы, связанные с оперативной поддержкой общественных проектов в межнациональной сфере, мог бы специальный некоммерческий фонд. Напомнил об идее его создания и даже рабочем названии – «Российская нация» – заместитель директора института этнологии и антропологии Владимир Зорин.
Схемы живые и мёртвые
Некоторые эксперты поспешили весьма негативно отозваться о новизне прозвучавших на Совете предложений. Жаль только, что, кроме иронии, этим «аналитикам» предложить, как обычно, нечего. За пеной напыщенных слов о «идеологической нестыковке планов и практики», «нерешённости сложных системных проблем» – никакой конкретики.
Опираться на семейные ценности, поднимать уровень образования, знать и любить свою Родину, бережно относиться друг к другу и своей культуре – казалось бы, как это банально, как это старо! Но всегда ли старые проверенные истины надо отвергать только потому, что они уже не раз приводили к хорошему результату? Если во всей мировой литературе за сотни лет человечество не изобрело более трёх десятков сюжетов и вполне успешно с этим живёт и развивается, то почему этот же принцип неприменим к межнациональным отношениям?
Неслучайно, наверное, завершая встречу с членами своего Совета, президент России напомнил, что никакие голые, мёртвые схемы не работают вне исторического и культурного контекста, но зато любая, даже самая маленькая трещинка по вопросам межнациональных отношений проходит не по территории, а прежде всего по сердцу, по душе.
Если старыми добрыми методами можно потенциальных трещин не допустить, то надо засучить рукава и сделать это. А уж потом можно и порассуждать через губу о необходимости очередных экспериментальных инноваций в обществе.