Год назад правительство РФ запустило программу переселения соотечественников в Еврейскую автономную область на Дальнем Востоке. Вовсю старается и сама ЕАО, презентующая программы поддержки переселенцев от Бишкека до Тель-Авива. Правда, среди новосёлов Биробиджана всего один еврей – и тот, говорят, женился на местной. По данным последней переписи, семитов в области осталось 1628 человек – 1% населения. Но старожилы намекают, что не нужно оценивать рыбу фиш только на глаз.
Таки да
Биробиджан стал столицей первого в мире еврейского национального образования за 17 лет до провозглашения Государства Израиль. Но здесь нет ничего похожего ни на Иерусалим, ни на Жмеринку. У вокзала гостей встречает новодельная менора, центральная улица носит имя Шолом-Алейхема, а у памятника скрипачу любит встречаться молодёжь. В остальном внешность Биробиджана – как у типичного российского города-«провинциала».
В Еврейке, как местные называют область, цены на манер московских, но зарплата 15 тыс. руб. считается хорошей. Зато 75 км до китайской границы, а товары из Поднебесной представлены в десятках магазинов с говорящими названиями: «Цимес», «Бридер» и т.д. Ещё в области зарегистрированы 34 иудейские религиозные организации, что на 1,6 тыс. населения вполне прилично. Правда, в недавно отстроенную синагогу ходят молиться в основном старики. Зато еврейские праздники собирают полгорода независимо от национальности и вероисповедания.
Например, 18 мая еврейская общественность Биробиджана отметила Лаг ба-Омер. В городском парке прошёл концерт, раввин Биробиджана зажёг праздничный костёр. Показательно, что угощением стал таджикский плов с кошерным еврейским мясом, который готовили на глазах зрителей народные мастера из мусульманской общины. А семитская организация «Фрейд» содержит благотворительную столовую, где ежедневно питаются полсотни малоимущих горожан.
– У меня есть несколько знакомых евреев, которые во время переписи сказались русскими, – говорит бывший житель Биробиджана Ольга Соколова. – Зачем, они сами не могут внятно объяснить. Да, много межнациональных браков. Но ожидать, что к нам хлынет толпа еврейских переселенцев, глупо: у нас плохой климат, мало работы, даже раввин однажды свалил в Израиль. Но власти проводят все эти праздники еврейской культуры, чтобы просить деньги у зарубежных спонсоров-семитов. На самом деле из еврейского своеобразия в повседневной жизни прижилось только выражение «таки да», которое употребляют все биробиджанцы.
В 2013 г. правительство РФ сочло ЕАО регионом, имеющим стратегическое значение и отличающимся сокращением численности населения. Теперь по «Программе содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа на 2013–2017 гг.» у Еврейки приоритет. В местном отделе ФМС говорят, что с 2014 г. вдвое увеличены подъёмные выплаты – 240 тыс. руб. участникам госпрограммы и по 120 тыс. – на каждого члена семьи. Плюс оплачиваются транспортные расходы, билеты, контейнер с багажом и госпошлина на оформление документов.
И хотя евреев этот гешефт не заинтересовал, в область перебираются более 40 славянских семей из Казахстана, Таджикистана, Киргизии. Вероятно, потянутся и холостые мужчины: в Биробиджане 20%-ный разрыв между количеством мужчин и женщин: 33 и 41 тыс. человек соответственно.
Не дождётесь!
Тихая и толерантная ЕАО летом 2012 г. неожиданно обрушилась на ныне покойного актёра Валерия Золотухина, который, побывав в Биробиджане, назвал область «искусственным советским образованием». Хотя писатель Илья Эренбург, вовсе именовавший её «гетто», воспринимается здесь без душевного надрыва.
Советская власть, учреждавшая еврейскую автономию в 1931 г., убивала нескольких зайцев. Во-первых, набирались очки в глазах мировой общественности. Пожертвования на обустройство проекта пошли со всего мира – аналогов ведь не было нигде, а в Палестине при британском мандате на одного еврейского поселенца приходилось двадцать мусульман. К удивлению большевиков, на станцию Тихонькая (из неё впоследствии вырос Биробиджан) приехали иммигранты из Аргентины, Литвы, Франции, Германии, США, Польши и самой Палестины. Во-вторых, еврейские погромы времён Гражданской войны и голод конца 1920‑х не позволяли обустроить автономию где-нибудь под Пензой. А территории на реке Бир были малозаселёнными и оказались в центре советско-китайского конфликта 1929 года. После оккупации японцами Маньчжурии, два года спустя, перед СССР встала перспектива вовсе лишиться владений на Дальнем Востоке.
Советская пропаганда сообщала, что в Биробиджан устремились десятки тысяч евреев. О том, что 60–80% в течение года уезжали либо восвояси, либо в Шанхай, помалкивали. Единственным промышленным предприятием стал Тунгусский лесозавод, в Сутаре мыли золотишко, плюс через область проходил Транссиб. К 1935 г. евреев в области набралось почти четверть населения (14 тыс. чел.) – это максимум за всю историю. Жизнь сладкой не была: в войну на фронт отправились 11 тыс. биробиджанцев, 7 тыс. погибли. Среди местного партактива нашлось несколько сподвижников Льва Троцкого, и начались чистки. А в ноябре 1948‑го Сталин закрыл все семитские учреждения в стране: в Биробиджане исчезли еврейский театр, отдел еврейской истории в местном музее, изъяты из библиотек книги на еврейском языке.
Население ЕАО было обречено на убыль с первыми волнами эмиграции в Израиль. Но с Дальнего Востока уезжало не больше людей, чем из Москвы или Петербурга. Численность российских евреев после распада СССР сократилось с 680 до 230 тыс. человек, что является рекордом среди всех народов страны. Если верить прогнозу Американского еврейского комитета, к 2030 г. в России останется 23 тыс. евреев, а к 2080-му еврейская община якобы полностью исчезнет. Впрочем, американские прогнозы никогда не сулили России ничего хорошего. И обычно оказывались преувеличенными.