Иранские и российские летчики производят «облет» российских боевых самолетов, доставленных в Ирак вечером 28 июня перед началом бомбардировок городов страны и позиций, занятых джихадистами из исламистской организации «Исламское государство Леванта и Ирака (ISIS).
Сама экстренная поставка российских боевых самолетов не стала большой неожиданностью. Эту возможность аль-Малики обсудил по телефону с президентом РФ В. Путиным еще 20 июня, который «подтвердил всемерную поддержку Россией усилий иракского правительства по скорейшему освобождению территории страны от террористов».
А уже после этого Нури аль-Малики 26 июня 2014 г. заявил о том, что он рассчитывает в течение недели разгромить боевиков с помощью поставок российских боевых самолетов, которые должны прибыть в Ирак в течение ближайших двух-трех дней с момента его обращения за помощью к Москве.
Такая «историческая» срочность исполнения заказа (если не брать в расчет отдельные аспекты ВТС между Сирией и Россией в 2012-13 гг.), объясняется резким ухудшением обстановки внутри страны.
Власти страны утратили не только контроль над «суннитским треугольником», но и частично шиитские территории и в том числе даже священные для шиитов населенные пункты вроде той же Самарры.
На некоторых направлениях они подошли к Багдаду на расстояние в 60-90 километров, создав реальную угрозу его захвата. В этих условиях премьер страны Нури аль-Малики обратился за помощью к «поставившим» его в своем время американцам, которые, однако, затянули вопрос с предоставлением реальной помощи.
Однако такое объяснение со стороны Малики является лишь полуправдой. Причины поражения иракской армии кроются не только в нежелании США наносить авиаудары по моджахедам и поставлять Багдаду новые истребители, но и в её разложении. Об этом наглядно говорит то, что незначительным по силам боевикам удается наносить поражения гораздо более многочисленной и хорошо оснащенной иракской армии.
Причем в последние дни им удалось заметно ослабить ее авиационную составляющую, захватив одну из баз ВВС и нанеся серьезный ущерб боевым вертолетам, а также сильно ослабить их потенциал 25 июня при атаке другой (одной из крупнейших) баз Camp Anaconda, расположенной севернее Багдада у города Ясриб.
После этих неудач иракские ВВС нуждаются в срочном пополнении, поскольку именно их использование может остановить наступление моджахедов, не имеющих современных средств ПВО, способных поражать цели со средних и больших высот.
О серьезности ситуации свидетельствует то, что авиационную поддержку режиму аль-Малики вынужден оказывать сирийский режим Асада.
При этом характер и скорость сделки могут объясняться наличием серьезных российских интересов в регионе и, в частности, применительно к нефтедобывающей компании «Лукойл», работающей на месторождении «Западная Курна».
Несмотря на неожиданность заключения и реализации подобного контракта, необходимо заметить, что возможности для этого были созданы заранее. Так, Москва уже реализует с Багдадом сделку общей стоимостью более 4.3 млрд долларов на поставку ударных вертолетов, средств ПВО и других видов вооружений.
Следует напомнить, что ранее российские источники указывали на то, что в числе поставленных Ираку образцов боевой авиационной техники отмечены от 12 до 20 самолетов Су-30 разного типа. И хотя до сих пор данные об этом подтверждены не были, нельзя исключать того, что впоследствии они там все же появятся.
Однако пока иракские источники свидетельствуют о прибытии из России на авиабазу Аль-Мутанна под Багдадом лишь пяти штурмовиков Су-25. И в кадрах, показанных по иракскому национальному телевидению, можно увидеть спешную перекраску фюзеляжей Су-25-х, чтобы скрыть их российские знаки различия.
В любом случае, речь идет о поставках не новых экспортных вариантов самолетов, поскольку у Москвы просто не было времени для их производства. Нельзя исключать, что речь идет об образцах, находящихся на вооружении ВВС России. Подобная ситуация является нонсенсом: очевидно, что для выполнения такого контракта их придется выводить из состава армии РФ, тем самым фактически, нарушая существующие нормы экспорта российского оружия.
Ведь установленные правила предусматривают, что другим странам могут поставляться лишь специальные экспортные варианты российской военной техники с заниженными характеристиками. И если подобный контракт будет исполнен именно в такой формулировке, это станет явным отходом от прежней регламентации.
Однако направление в Ирак подразделений российских ВВС не только с боевыми пилотами, но и с соответствующим обслуживающим персоналом служит способом обойти все эти нюансы.
Между тем, оказание экстренной помощи Ираку ставит вопрос о дальнейшем характере использования данных боевых самолетов. Дело в том, что в настоящее время в стране нет летчиков, которых бы можно было привлечь для их использования.
Следует напомнить, что военно-техническое сотрудничество между Багдадом и Москвой, в том числе в подготовке летчиков боевой авиации, было прекращено в 1991 г. в связи с агрессией Ирака против Кувейта.
Причем, по имеющимся данным, последние иракские офицеры при Саддаме Хусейне обучались летать на данных штурмовиках в начале 1980-х годов и в лучшем случае они сейчас находятся на пенсии.
При этом абсолютное большинство иракских Су-25 были уничтожены силами Международной коалиции в начале 1991 г. в ходе операции «Буря в пустыне» или перелетели в Иран. В этой связи абсолютное большинство иракских летчиков уже не обладают достаточной квалификацией для применения подобных самолетов.
Причем даже при желании со стороны официального Багдада по её повышению реального результата добиться не удастся. Все иракские офицеры ВВС при Саддаме Хусейне были суннитами и, учитывая явно выраженный конфессиональный характер войны в Ираке между представителями суннитского и шиитского населения, доверять им боевые машины для штурмовки своих единоверцев было бы опрометчиво.
Тем более, что практически все они являются выходцами из партии Социалистического возрождения Баас, иракские остатки которой активно поддержали продвижение боевиков ИГИЛ в Ираке. В частности, капитуляция более чем 30 тысячного гарнизона правительственной армии в Мосуле произошла в результате активных действий (включая агитацию и пропаганду) со стороны представителей руководства баасистов.
Наиболее заметную роль при этом исполнил Иссат ад-Дури, бывший председатель партии Баас при Саддаме Хусейне, являвшийся «крестовым королем» в составленной американскими спецслужбами «колоде карт» наиболее разыскиваемых сподвижников свергнутого диктатора.
Что же касается использования Су-25-х, то, по данным иракских источников, пока Москва не намерена направлять в бой свои ВВС, и в настоящее время российские военные заняты «тренировкой летчиков на месте». Однако в считанные дни подготовить пилотов на достойном уровне с нуля невозможно.
В этой связи источники из Тегерана свидетельствуют о том, что сейчас российские военные летчики приступили к подготовке иранских пилотов. По версии иракской и иранской сторон, задача российских военных состоит лишь в дополнительной подготовке пилотов иранского Корпуса стражей Исламской революции, на вооружении которого находятся Су-25.
Впрочем, эта версия не выглядит убедительно. Как известно, к настоящему времени Иран мог обладать по разным данным от шести до 13 машин подобного типа с учетом поставок ему нескольких штурмовиков в 2006 году.
Вопрос в том, для чего именно их готовить именно сейчас, поскольку Исламская Республика обладала необходимым персоналом для их применения и представить себе ситуацию, что эти штурмовики простаивали без подготовленных пилотов, невозможно.
Однако в этой ситуации остается не вполне понятным причина ожидаемого прибытия в Ирак дополнительной партии российских летчиков, которые пробудут на его территории как минимум до конца лета 2014 г.
Наиболее вероятным остается именно активное участие российских ВВС в иракском конфликте. Причем тема с перекрашиванием знаков различия самолетов не должна никого вводить в заблуждение. Старая советская практика участия наших летчиков в конфликтах времен СССР на Дальнем Востоке и во Вьетнаме показывает, что для них это обычное явление.
Таким образом российские летчики вполне могут отправиться в бой на отечественных Су-25 с иракскими опознавательными знаками. Реальная роль иранской стороны здесь может быть лишь вспомогательной. Известно, что Тегеран направил на авиабазу близ Багдада Рашид беспилотные летательные аппараты Ababil с трехметровым размахом крыльев, функция которых будет состоять в наведении тех же Су-25 на цели. Туда же прибыл и технический персонал для их обслуживания.
В любом случае, военное присутствие в той или иной мере России в Ираке становится все более очевидным. Важно здесь другое: не приведет ли это к более серьезному втягиванию Москвы в иракские события? На определенные размышления здесь наводит позиция США, которые открыто заявили о том, что не станут протестовать в случае прибытия в Ирак боевых самолетов из России.
Пока же подобная ситуация еще больше раздражает официальный Эр-Рияд. Несмотря на то, что Москва попыталась сгладить недовольство Саудовской Аравии, относящейся к российско-иранско-иракскому альянсу очень враждебно, сделать ей этого реально не удалось.
По имеющейся информации, этой темы касался в ходе вероятного визита в Эр-Рияд 21-22 июня либо сам министр иностранных дел России Сергей Лавров, либо его заместители. По данным саудовских источников, для разъяснения позиции Кремля он встречался с высшими представителями правящей династии, включая наследных принцев Салмана и Мукрина Абдель Азизов, а также с министром иностранных дел страны принцем Саудом аль-Фейсалом.
В ходе этих встреч российской стороне якобы было заявлено о сильном недовольстве со стороны Эр-Рияда любыми перспективами военного присутствия в Ираке Тегерана. И последние метаморфозы с перемещениями Су-25-х из России в любом случае могут лишь усилить враждебность в отношениях между двумя государствами.
Сергей Балмасов