> Российские экологи решили развенчать мифы о себе - Аргументы Недели

//Общество

Российские экологи решили развенчать мифы о себе

1 июля 2014, 15:20 [«Аргументы Недели», Герман Напольский ]

WWF

 Всемирный фонд дикой природы (WWF) был создан 53 года назад в мире и ровно 20 лет назад в России. Первые проекты WWF в России начались в 1988 г., а 1 июля 1994 года открылось российское представительство WWF. В 2004 году Фонд стал российской национальной организацией. С тех пор WWF успешно осуществил более 200 полевых проектов в более чем 40 регионах России и вложил более 70 миллионов долларов в работу по сохранению и приумножению природных богатств страны.

Хотя сегодня более 50% россиян знают логотип WWF - панду, очень многие представления о работе WWF не имеют ничего общего с действительностью. WWF решил развенчивает 3 распространенных мифа о себе.

Миф 1: WWF России – представительство иностранной организации

WWF России иногда называют «российским представительством WWF». Однако это ошибка. С 2004 года WWF России - не представительство иностранной НКО WWF International, а национальная российская организация. В России WWF зарегистрирован как «Всемирный фонд природы» и платит отчисления в международный секретариат WWF за использование логотипа с пандой и аббревиатуры. Сейчас эти отчисления составляют 3,5% от всех средств, собранных на территории РФ. Если Россия вступит в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и официально будет признана «развитой» страной, то WWF России придется увеличить выплаты до 8,5%.

В статусе национальных организаций WWF работает в десятках стран – от Норвегии до Австралии, от Японии до США. Все вместе эти организации называют себя «семьей WWF». В ряде стран международный секретариат WWF, головной офис которого расположен в Швейцарии, продолжает работать через свои представительства, или как они называются в WWF, «программные офисы» – например, в Китае, Непале, Намибии, Польше и т.д.

Национальный статус означает, что деятельность Всемирного фонда природы в России регулируется его Правлением, а не международным секретариатом. Все пять членов Правления являются гражданами России. Это ведущий Антон Комолов, доцент кафедры коммерческого права и основ правоведения МГУ Елена Абросимова, директор по внешним связям и коммуникациям компании «Кока-Кола» в России, Украине и Белоруссии Анна Козловская, исполнительный директор фонда «Подари жизнь» Григорий Мазманянц и первый заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Владислав Онищенко. Учредителями WWF России являются 6 физических лиц - тележурналист Николай Дроздов, экономист Леонид Григорьев, директор ЗАО «TetraPak» Игорь Акимов, Александр Гафин (на тот момент член совета директоров Альфа-банка), космонавт Сергей Крикалев и директор организации Игорь Честин. Около 20% финансирования WWF России поступает из российских источников & ndash; пожертвований частных лиц и бизнеса.

Миф 2: Главный источник финансирования WWF России – иностранные фонды

Иногда оппоненты WWF обвиняют экологов в «отрабатывании грантов иностранных фондов и правительств». Перечисления от иностранных фондов составляют чуть больше 9% бюджета WWF России. Это прежде всего Фонд Гордона и Бетти Мур, Фонд Mava, Международный фонд Coca-Cola и Фонд Сити. Чуть больше 20% составляют перечисления от правительственных организаций. Основные доноры в этой категории - Министерство природных ресурсов и ядерной безопасности Германии, Всемирный банк (членом которого является в том числе Российская Федерация), Министерство окружающей среды Норвегии, Агентство США по международному развитию и Посольство Королевства Нидерландов.

Основной же источник финансирования WWF России – это пожертвования частных лиц. Всего в мире у WWF 5 миллионов сторонников. Сторонники распределены по миру не равномерно: больше всего экологов поддерживают в Европейском Союзе и США. Однако WWF – это глобальная сеть, «семья», которая сохраняет биоразнообразие в масштабах всей Планеты. Поэтому WWF решает, в какой регион направить средства, в зависимости от его глобальной значимости для сохранения биоразнообразия. В России находится 10 таких приоритетных экологических регионов, и WWF сейчас работает в 6 из них. Таким образом, часть взносов сторонников WWF в Голландии, Швеции, Германии, Великобритании, США и некоторых других странах расходуются на охрану природы в России. В самой России у Всемирного фонда природы сейчас более 17 тысяч сторонников, которые финансируют около 9% его работы в стране. Для сравнения: в Голландии каждая четвертая семья поддерживает WWF. К 2017 году WWF планирует увеличить числ о российских сторонников до 50 тысяч, а общее финансирование от российских источников (включая бизнес) – до 40% от общего бюджета.

Миф 3: WWF занимается главным образом экологическими акциями

У многих людей экологи ассоциируются с «зелеными», которые приковывают себя цепями к какому-нибудь заводу или обливают шубы краской. Однако мало кто знает о всем спектре оттенков зеленого.

WWF – природоохранная организация, которая в своей работе опирается прежде всего на современные природоохранные знания. Главная цель WWF - не привлекать внимание общества к проблемам охраны природы, а решать их. Основная часть работы WWF происходит «в полях»: борьба с браконьерством, создание заповедников, учеты редких видов животных. Однако даже когда возникает необходимость внести изменения в законодательство или изменить маршрут трубопровода, экологи не прибегают сразу к массовым акциям. WWF всегда вначале обращается к государственным органам или компании-оператору и обосновывает предлагаемые изменения. И только если это не срабатывает, WWF призывает общество помочь – например, собирает подписи или организует акцию.

Следует так же учитывать, что WWF стремится сохранить дикую природу во всем ее разнообразии, и не занимается защитой прав животных. Миссия WWF – предотвратить деградацию естественной среды планеты и достичь гармонии человека и природы. Например, с точки зрения WWF шуба из натурального меха не обязательно хуже синтепоновой куртки. Все зависит от «экологического следа» каждого продукта. Если шуба была произведена из пушнины со зверофермы, то дикая природа никак не пострадала. Зато гораздо более ресурсоемкое производство синтепоновой куртки может принести серьезный вред природе. Больше потрачено энергии и тепла (соответственно, больше выбросов CO2, риска нефтеразливов и т.п.), больше выбросов на химзаводе по производству специальных материалов, больше отходов от неразлагаемых тканей. Это не исключает, правда, и обратную ситуацию: завод по производству шуб может быть построен с нарушением экологических норм, тратить энергию неэффективно, использова ть вредную краску, а производство синтепоновых курток работать на ВИЭ и принципах устойчивого развития. Научный подход в работе WWF помогает не рубить сплеча, а находить действительно верное для природы решение.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте