> «Рублевый» киловатт-час – толчок к развитию - Аргументы Недели. Волгоград

//Общество

«Рублевый» киловатт-час – толчок к развитию

5 июня 2014, 09:00 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]

Волгоградский алюминиевый завод ведет переговоры по снижению тарифов на электроэнергию – тогда возможна и «разморозка» электролизного производства.

 

На днях стало известно, что Волгоградский алюминиевый завод расширил литейное производство и вывел его на полную мощность. Два новых миксера в литейном отделении №2 позволят ВгАЗу к концу этого года выпустить более 50 тыс. тонн цилиндрических слитков – на 25% больше, чем в 2013-м.

Алюминиевый завод, находящийся в собственности Объединенной компании «РУСАЛ», был в лентах местных новостей на протяжении нескольких месяцев прошлого года: в сентябре электролизное производство было законсервировано, а его работники – сокращены. «Заморозка» связана с падением цен на алюминий на Лондонской бирже металлов до 1700–1800 долларов за тонну с одновременным ростом тарифов для предприятия до двух рублей за киловатт-час. При такой рыночной ситуации производство оказалось убыточным.

В минувшую пятницу предприятие посетила делегация «правительственных» гостей: врио губернатора Волгоградской области Андрей Бочаров, первый зампредседателя регионального правительства Игорь Стефаненко, министр промышленности и торговли региона Роман Беков. Они провели рабочую встречу с гендиректором ВгАЗа Юрием Моисеевым и еще одним высоким гостем – заместителем генерального директора ОК «РУСАЛ» по новым проектам Алексеем Арнаутовым. Темой обсуждения стали перспективы получения приемлемых цен на электроэнергию – и, судя по общему настрою участников совещания, такие перспективы действительно есть.

Цена тонны алюминия, достигавшая в 2011-м отметки в $2772, несколько месяцев назад упала до рекордно низкой отметки за много лет ($1641) и на начало июня равна $1823. Эти значения по-прежнему далеки от оптимальных: себестоимость производства одной тонны алюминия на волгоградском заводе составляет порядка $2100. Прошлым летом предприятие теряло по 2,5 миллиона долларов в месяц из-за такой разницы между собственными затратами и рыночной ценой на металл – нетрудно подсчитать, сколько «РУСАЛ» потерял бы к настоящему моменту, продолжай завод работать.

Поскольку устойчивой положительной динамики по алюминию на Лондонской бирже нет, единственный способ вернуть производству рентабельность – снижать себестоимость. То, как это можно сделать, – не предмет споров, поскольку самый надежный способ очевиден и руководству ВгАЗа, и головной компании, и правительству региона: необходимо снижение тарифов на электроэнергию. Эта статья расходов перед закрытием завода достигла 45% себестоимости – цифра, вдвое или даже втрое превышающая приемлемый для столь энергоемких производств уровень. С 2005 по 2013 гг. стоимость одного киловатта электроэнергии для ВгАЗа выросла с 85 копеек до двух рублей – и стабильно продолжала увеличиваться. Как говорят на самом предприятии, если бы тарифы в Волгограде держались на том же уровне, что и на уральских и сибирских заводах, не было бы необходимости в остановке электролиза.

В решении этой проблемы заинтересованы все стороны: промышленникам нужна прибыль, а региону – налоги, ведь ВгАЗ приносил областному бюджету свыше 600 млн руб. в год. Временно исполняющий обязанности губернатора Волгоградской области Андрей Бочаров, пройдя с экскурсией по новым литейным цехам, заявил, что в ближайшее время проведет ряд встреч в Министерстве промышленности и торговли РФ, где поднимет вопрос тарифов. Не далее, как неделю назад, на Петербургском международном экономическом форуме, областное правительство подписало с федеральным министерством соглашение, призванное искать совместные решения в том числе и таких проблем.

Лучшим выходом из ситуации могло бы стать заключение прямых договоров с энергопоставщиками – в частности, с ОАО «РусГидро», филиалом которой является Волжская ГЭС. Во время пятничного совещания в руководстве Волгоградского алюминиевого завода отметили, что для обеспечения безубыточности необходима установка стоимости одного киловатт-часа на уровне 98 копеек, но даже 1 руб. 20 коп., как на родственных предприятиях за Уралом, были бы серьезным шагом вперед.

Комментируя итоги встречи с главой региона, директор по новым проектам РУСАЛа Алексей Арнаутов отметил: «Мы достигли понимания по поводу того, какие совместные усилия стоит предпринимать, чтобы способствовать дальнейшему развитию промплощадки».

На данный момент на предприятии продолжают трудиться 560 человек, и основу сегодняшнего производства составляют пять наиболее востребованных серий сплавов: 3xxx, 5xxx, 6xxx, 7xxx, 8xxx. При этом новое оборудование позволяет делать все виды сплавов на основе алюминия. Приоритетные рынки сбыта цилиндрических слитков – это крупные компании России, СНГ и Европы. Помимо сплавов, в ассортименте завода алюминиевые порошки, пудры и анодная масса, а в долгосрочных планах и запуск собственной прокатной линии. На ВгАЗе убеждены, что в случае возобновления электролизного производства никаких проблем с приемом новых работников и возвращением прежних не возникнет: средняя зарплата здесь была одной из самых высоких в регионе (порядка 35 тыс. руб.) при полном соцпакете и наборе специальных льгот и доплат.

По итогам встречи Андрей Бочаров дал областному правительству распоряжение проработать вопрос о кооперации волгоградских предприятий. Так, по его мнению, весьма перспективным могло бы быть взаимодействие алюминиевого и тракторного заводов, тем более что последний совсем недавно получил крупный заказ от Министерства обороны. Совсем идиллическая картина рисуется, если к этому возможному союзу присоединить и другой – с Волжской ГЭС, чья энергия по возможным льготным тарифам стала бы спасительной для обоих «районообразующих» заводов.

Сергей ВОРОШИЛОВ

  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте