Впрочем, даже независимо от времени года в нашем городе есть более 200 перекрёстков, на которых хронически возникают заторы. Понятно, что, когда наступает лето и люди по пятницам потоком направляются за город, а в воскресенье вечером возвращаются таким же потоком в город, проблемы дорожного движения возрастают в геометрической прогрессии. По словам Дмитрия Василенко, и.о. заместителя начальника Управления ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что рост автомобилизации давно уже обогнал развитие уличной дорожной сети, спланированной в 70–80-е годы прошлого столетия. Существующая дорожная сеть уже не справляется с интенсивностью движения, и сотрудники Госавтоинспекции разве что могут лишь участвовать в летних пятничных операциях по «ручному» управлению потоками автомобилей на сложных перекрёстках. Такие действия обычно предпринимаются с 16:00 пятницы до вечера воскресного дня, когда инспектора встречают транспортные потоки дачников на въезде в город.
Опять у нас, не как у всех…
Рубен Тертерян, генеральный директор СПб ГУ «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга»,также уверен, чтомы вступили во времена, когда рост автомобилизации населения у нас приближается к среднеевропейскому уровню: предполагается, что в 2020 году на тысячу жителей Санкт-Петербурга будет приходиться250 автомобилей (здесь мы говорим оь о росте автомобилизации за последние 10 лет в два с половиной раза). Форсированная автомобилизация во всём мире провоцирует несоответствие дорожной сети количеству автомобилей, эксплуатирующих её и в хвост и в гриву. Но на разных континентах наблюдаются разные типы пользования автомобильным транспортом: в России, как и в Америке, практически все поездки люди предпочитают делать на личном автомобиле. А вот в Европе автомобиль является скорее «транспортом выходного дня», в то время как в будние дни люди предпочитают пользоваться муниципальным транспортом.
У нас же в городе к общей проблеме избыточной нагрузки на «отстающие» дороги ещё и прибавляется «пик выходного дня». При этом в остальные дни недели летом (особенно в июле) городской трафик падает, но от этого в выходные никому не легче. Как говорит Валерий Солдунов, председатель отделения Всероссийского общества автомобилистов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, большинство автомобилистов «испытывают шок с наступлением летнего времени, когда все приятные поездки сопряжены с неприятностями въезда и выезда из Петербурга». Проблемных элементов дорожных сетей – узлов и перегонов, о которых упоминает Василенко, по данным «Центра транспортного планирования Санкт-Петербурга», насчитывается 273 единицы: на 70% в часы пик на них наблюдается превышение норматива загрузки на 75–90%. Возникающие заторы провоцируют водителей на массовое нарушение ППД – несоблюдение рядности и выезд на занятый перекрёсток, а это вызывает лишь ещё большее ухудшение ситуации.
Аварии как следствие чего?
Аварийность нынче как в городе, так и в области, прямо скажем, зашкаливает. По данным Дмитрия Василенко, за 5 месяцев текущего года на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области количество ДТП увеличилось на 8% и составило 4266 случаев. Число погибших участников дорожного движения возросло на 31%. Число раненых увеличилось на 9%. Травмы в результате ДТП получил 5501 участник движения. В городе количество ДТП и раненных в них людей возросло на 8%, число погибших на 14%. В области соответственно – на 17 и 40%. В Санкт-Петербурге больше половины погибших в результате ДТП составили пешеходы, около 30% – водители, 15% – пассажиры. В области основную долю среди погибших составляют водители ТС – почти 40%, на втором месте – пассажиры (34%) и 21% составляют пешеходы. Для Ленинградской области характерно большое число опрокидываний: за 5 месяцев каждое восьмое ДТП было опрокидыванием. Экспресс-анализ по итогам аварийности выявил болевые точки: по обоим регионам это оказались недостаточный уровень обеспечения безопасности пешеходов (как по вине самих пешеходов, так и по вине водителей), выезд водителей на встречную полосу, несоблюдение водителями скоростного режима и безопасности пассажиров. Как вам статистика?.. Причина таких показателей, по мнению специалистов, не только в том, что сейчас армия водителей стремительно пополняется молодыми драйверами, у которых не хватает водительского и человеческого опыта. Отчасти в авариях и пробках, провоцирующих нарушения ПДД, виновато и состояние дорог.
Финансирования не хватает
Рубен Тертерянвынужден констатировать, что финансирование развития дорожной сети нынче отличается от финансирования в «тучные годы»: разница «в минус» составляет до 4 млрд. рублей. Но, по словам Тертеряна, «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга»пытается решить проблемы не только вылетных магистралей, но и городских. Так, на Московском направлении идёт реконструкция развязок на Московском шоссе, после которой, мы надеемся, не только жители Пушкинского и Колпинского районов почувствуют облегчение, но и жители Петербурга, выезжающие по этому направлению в свои дачные посёлки. Пока также создаются пробки и на Киевском шоссе: ситуация должна кардинально измениться по окончании реконструкции участка трассы до Гатчины. Ещё один проект, который реализуется на южном направлении, но уже не за счёт города, а за счёт федерального бюджета, – это платная автомобильная дорога Москва – Санкт-Петербург. Реализация этой магистрали должна произойти к 2018 году, и это существенно разгрузит Московское шоссе и Витебский проспект. Ещё планируется реконструкция пересечения Оборонной улицы и Гатчинского шоссе и создание проекта обхода Красного Села. Что касается проблемного участка в Горелово, то там со временем будут улучшены подъезды к микрорайонам жилищной застройки.
На севере города ведётся строительство развязки на пересечении Шафировского шоссе и проспекта Непокорённых при выезде на Приозёрское направление. В непрерывном режиме этот узел будет работать через два года. Ещё тяжёлая ситуация складывается с Выборгским шоссе, некоторые участки которого уже реконструированы, но проблемой остаётся Осиновая роща, которая является зоной охраняемого ландшафта (процедура согласования с КГИОП идёт). Часть потока на себя принял Северный участок Западного скоростного диаметра (ЗСД), который на 20% разгрузил трафик Выборгского шоссе лишь по выходным дням.
Сложная ситуация остаётся на пересечении Приморского шоссе и Планерной улицы – перегрузки тут обычное дело. Разгрузится ли этот узел в будущем за счёт ЗСД – вопрос. В будущем планируется реконструкция Приморского и Зеленогорского шоссе. В общей сложности 50% средств, отпускаемых бюджетом, используются именно для реконструкции магистралей, задействованных в летнем загородном выезде.
Вот вы из города выехали и…
Измучавшийся в городских пробках водитель уповает лишь на то, что, выбравшись из мегаполиса, он спокойно покатит по областным дорогам. Но, увы, и в области ситуация ненамного лучше. Слово ещё одному участнику круглого стола по этой проблеме – Михаилу Козьминых, председателю Комитета по дорожному хозяйству администрации Ленинградской области: «Наша область – территория транзитная, мы обслуживаем транзит Россия – Европа и транзит Санкт-Петербург – область. И начиная с мая по октябрь за город, по приблизительным оценкам, с территории города в область выезжают до 2,5 миллиона петербуржцев. Естественно, что напряжение на 26 вылетных из города магистралях усиливается. Из них порядка восьми выездов являются наиболее важными. По поводу интенсивности движения: более 20 тысяч автомобилей в сутки приходится на четыре магистрали: направление на Ручьи, на Колтуши, на Морье, на Огоньки. Ленобласть также в летние месяцы работает в «режиме выходного дня», ограничивая, например, движение большегрузного и грузового транспорта в летние дни, когда из города и в город направляется максимум автомобилистов (такой режим планируется эксплуатировать до 15 сентября).
Важные проблемы председатель областного комитета называет конкретно: «Наиболее серьёзным объектом сегодня (в силу интенсивного жилищного строительства) является зона Новодевяткино – Мурино. В настоящее время проект обхода проблемного участка с выходом на дорогу Санкт-Петербург – Матокса почти готов (рассматривается вариант подключения КАД). Проект должен быть готов к сентябрю, когда будет получено и экспертное разрешение на строительство новой региональной дороги. Ещё одна «головная боль» – Янино, но там проблема заключается в том, что земли в Янино уже являются частными и одобрение проекта трассы забуксовало. Переговоры по изменению проекта жилищного кластера пока безуспешны, и дело может кончиться выкупом земель по суду под государственные нужды (до въезда в Янино дорога уже имеет три полосы движения, но сужается при въезде в населённый пункт). Возможно, что к финансированию этого объекта подключится федеральный бюджет, тогда дело пойдёт куда быстрее.
Важным пунктом в программе улучшения дорожной ситуации в области Козьминых считает строительство путепроводов через железнодорожные пути. Сейчас такие путепроводы строятся в Гатчине и планируются во Всеволожске. Словом, дорожники делают всё что только могут. А кардинальное улучшение транспортной обстановки нам обещают к 2018 году. Ну что ж, осталось немного, посмотрим.